Интеграция науки и образования: опыт гуманитариев |
Институт истории и археологии УрО РАН и
Уральский государственный университет связывает давнее творческое
сотрудничество. Уже в первые годы существования института была создана
совместная структура: вузовско-академическая археографическая лаборатория. В
1990 г. на ее базе состоялся первый международный семинар «Проблемы изучения
и издания памятников славяно-русской письменности позднего средневековья», а
в следующем году проведена археографическая экспедиция с участием
иностранных коллег. В те годы это было крайне сложно сделать, но благодаря
совместным усилиям историков университета и института, а также личной
поддержке академика Г.А. Месяца удалось обеспечить высокий научный и
организационный уровень этих мероприятий.
Но вскоре катастрофическое сокращение
финансирования академической науки заставило институт отказаться от
лаборатории двойного подчинения. Однако трудности не привели к разрыву
творческих связей. Продолжалось сотрудничество в реализации
исследовательских проектов и в образовательной деятельности. Достаточно
отметить, что значительная часть статей в таких фундаментальных изданиях ИИА,
как «Уральская историческая энциклопедия» и «Энциклопедия Екатеринбурга»,
написаны сотрудниками и преподавателями университета. Весомые результаты
были получены в области археологии, археографии и источниковедения в ходе
реализации федеральной программы «Интеграция академического и вузовского
образования». Регулярно проводились совместные научные форумы. Наиболее
представительными в этом смысле стали I и II международные Северные
археологические конгрессы, организованные при поддержке Администрации
Ханты-Мансийского автономного округа в Ханты-Мансийске в 2002 и 2006 гг.
Внедрению результатов фундаментальных
исследований в образовательный процесс способствовало привлечение
сотрудников института к преподавательской деятельности в университете на
условиях штатного совместительства. Нынче их число достигло семи человек.
Но жизнь ставит новые задачи. Сегодня требуется
наладить системное взаимодействие академической науки и высшего образования,
иначе говоря, совершить переход от спорадических, неформальных контактов к
институциональному сотрудничеству. В числе соответствующих нормативных актов
и правительственных документов — федеральная целевая программа «Научные и
научно-педагогические кадры инновационной России». В ней, в частности,
предусматривается создание так называемых научно-образовательных центров (НОЦ).
Именно НОЦам отводится большая роль и в концепции создания Уральского
федерального университета, которая построена на тесном взаимодействии вуза и
Уральского отделения РАН. Трудно сказать, когда УрФУ станет реальностью, но
его фундамент следует создавать уже сегодня. Поэтому руководители Института
истории и археологии и исторического факультета УрГУ приняли решение
развивать взаимоотношения через учреждение научно-образовательного центра.
Эта идея вынашивалась давно, но из-за
отсутствия необходимой законодательной базы ее воплощение затягивалось. В
конце концов, совместными усилиями был найден оптимальный вариант. 16 января
2009 г. ученый совет Института истории и археологии УрО РАН одобрил проект
Положения о научно-образовательном центре «Социальная история», состав
академического совета НОЦ (основного органа управления) и план работы на
2009 г. А 5 февраля те же документы утвердил ученый совет Уральского
госуниверситета. Академик В.В. Алексеев и ректор УрГУ Д.В. Бугров
торжественно подписали Положение о научно-образовательном центре «Социальная
история».
Центр не является структурным подразделением
УрГУ или ИИиА. Его основные цели: развитие фундаментальных исследований в
области социальной истории, повышение качества и совершенствование системы
подготовки специалистов, закрепление в сфере науки и образования научных и
научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных
научных коллективов с участием молодых ученых, аспирантов и студентов;
совершенствование механизмов использования результатов научных исследований
в учебном процессе, формирование групп углубленной подготовки, создание
индивидуальных учебных программ, развитие системы дополнительного и
послевузовского образования, развитие внешних связей в области науки и
образования на основе существующих контактов с высшими учебными заведениями
и научными центрами России и зарубежных стран, развитие конкурсной системы
поддержки молодых ученых. Для реализации этих задач на базе существующих
кафедр, секторов, лабораторий создаются внеструктурные
научно-образовательные группы, опирающиеся на материально-технические,
информационные и научно-организационные возможности института и
исторического факультета университета. Каждая из сторон самостоятельно
финансирует свою деятельность в рамках НОЦ. Взаимные финансовые
обязательства оформляются отдельными договорами.
Общее руководство деятельностью НОЦ
осуществляет Академический совет НОЦ — коллегиальный орган, создающийся на
паритетном представительстве от ИИиА и УрГУ, сопредседателями которого
являются заместитель директора ИИиА по научной работе, доктор исторических
наук Е.Т. Артёмов и проректор УрГУ по учебной работе кандидат
физико-математических наук С.А. Рогожин. Текущее руководство деятельностью
НОЦ осуществляют координатор его научной компоненты кандидат исторических
наук И.Л. Манькова (ИИиА) и координатор образовательной компоненты НОЦ,
кандидат исторических наук Ю.А. Русина (УрГУ).
Академический совет определяет стратегию
развития НОЦ и принципы взаимодействия организаций-партнеров, планирует
работу, контролирует качество проведения научных исследований и обучения в
ходе образовательной деятельности; определяет общие принципы финансирования
и изыскивает возможности финансового обеспечения мероприятий и научных
исследований НОЦ; взаимодействует с руководством УрГУ и ИИиА.
В деятельности НОЦ предусмотрены мероприятия,
рассчитанные отдельно на аспирантов, магистрантов (например, школа молодых
ученых) и на студентов (студенческая межвузовская конференция «Личность.
Общество. Государство», поддержка студенческого научного общества). Есть
формы работы, предполагающие участие и тех, и других. Большой интерес вызвал
у молодых ученых и студентов работающий на постоянной основе
научно-практический семинар «Древняя и новая история России» (руководитель
доктор исторических наук Д.А. Редин). «Двери» этого семинара открыты не
только для молодежи, но и для маститых ученых. Также будут продолжены
исследования по грантам РГНФ на основе уже сложившихся
вузовско-академических коллективов. В ряде грантов помимо ученых института и
преподавателей УрГУ участвуют и аспиранты, например, в проекте «Религиозный
ландшафт Урала и Северо-Западной Сибири в XVI–XX вв.: материалы к атласу».
Наиболее значимые результаты научных исследований планируется публиковать в
журнале «Уральский исторический вестник», в редколлегии которого работают и
представители исторического факультета университета. Обсуждается вопрос о
периодическом печатном органе НОЦ.
Сотрудничество в рамках НОЦ призвано поднять на
новый качественный уровень магистерскую подготовку на историческом
факультете. Магистратура, являющаяся главным источником пополнения
аспирантуры ИИиА и УрГУ, должна строиться на прочном фундаменте новейших
научных разработок. А поэтому взаимодействие с академической наукой
следовало бы ввести в перечень требований к вузам, открывающим магистратуру.
Первым детищем вновь созданного НОЦа
«Социальная история» стала школа для молодых ученых, аспирантов и
магистрантов УрГУ и ИИиА, которая состоялась в конце февраля — начале марта.
Ее тема «Теоретико-методологические направления в современной мировой
историографии» дала возможность исследователям выйти за пределы тематических
и методологических рамок, ощутить свою принадлежность к интернациональному
профессиональному сообществу, уловить основные направления современных
теоретико-методологических исканий ряда национальных историографий: как
отечественной, так и французской, германской, британской, китайской. Помимо
лекций слушателям была предоставлена возможность проявить себя в дискуссиях
круглого стола, продемонстрировать профессиональную подготовку и гражданскую
позицию, отвечая на вопрос о степени влияния историка на
общественно-политические процессы. Дискуссия была организована в режиме
состязания между командами ИИиА и УрГУ и оказалась очень продуктивной. По
мнению самих участников школы, она помогла молодым ученым установить деловые
дружеские отношения. С отзывами и фотоотчетом о школе можно познакомиться на
сайте исторического факультета УрГУ (www.hist.usu.ru).
Мы надеемся, что создание НОЦ «Социальная
история» станет весомым блоком в фундаменте будущей системы взаимодействия и
взаимовлияния академической и университетской научных структур, ныне
разделенных ведомственными барьерами.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Апрель 2009 г. № 09 (992) |
09.04.09