XV геологический съезд Республики Коми |
С 13 по16 апреля в Сыктывкаре проходил XV
геологический съезд Республики Коми, организованный Институтом геологии Коми
НЦ УрО РАН, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды,
Министерством промышленности и энергетики Республики Коми, Управлением по
недропользованию по Республике Коми, Администрацией г. Сыктывкара.
В работе съезда приняли участие 317
человек из 95 организаций Республики Коми, Архангельской и Вологодской
областей, Пермского края, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов,
Северо-западного и Уральского федеральных округов, а также из Казани,
Владивостока, Новосибирска, Москвы, Краснодара и других городов России,
Таджикистана, Украины и Финляндии. Общее тематическое направление съезда —
геология и минеральные ресурсы европейского Северо-Востока России.
На съезде было подписано соглашение о
сотрудничестве между Геологической службой Финляндии и Институтом геологии
Коми НЦ УрО РАН.
Собравшиеся отметили, что пять лет, прошедшие
со времени последнего съезда — годы стабилизации политической ситуации и
определенного укрепления российской экономики — для отечественной геологии
были заметно плодотворнее предыдущих. В 2004 году Правительством РФ одобрена
и утверждена «Долгосрочная программа воспроизводства минерально-сырьевой
базы», в результате чего государственные инвестиции в геологоразведку стали
увеличиваться. Для геологоразведочной отрасли Республики Коми прошедшее
пятилетие ознаменовалось принятием стратегии экономического и социального
развития Республики Коми на 2006–2010 годы и на период до 2015 года.
Минерально-сырьевой потенциал республики — один
из наиболее высоких в Российской Федерации. При площади, составляющей около
2,4 процента от общей территории России, и численности населения менее
одного процента от численности населения страны роль республики в освоении и
формировании минерально-сырьевой базы весьма существенна. Республика
обладает значительными запасами нефти, огромными залежами коксующихся и
энергетических углей. В ее недрах сосредоточено около 30% разведанных
запасов бокситов в России, около 50% титановых руд, 80% кварцево-жильного
сырья, более 50% баритов, значительные ресурсы хромитов, марганцевых руд,
полиметаллов, благородных и редких металлов и многих других полезных
ископаемых. Валовая ценность минерально-ресурсного потенциала республики
оценивается в несколько триллионов долларов США.
Проблем, однако, более чем достаточно. Усиление
властных полномочий и централизация контрольно-распорядительных функций в
федеральных органах государственного управления привели к пересмотру всей
системы лицензирования и формирования программ геологического изучения недр.
Произошло разграничение задач федерального, регионального и местного
уровней.
Отмена целевого налога на ВМСБ и перевод
геологоразведочных работ на бюджетное финансирование привели к резкому
сокращению объемов работ, выполняемых по государственному заказу, к
уменьшению попутно выполняемых поисковых работ. В последние годы
запланированные в республиканском бюджете лимиты на проведение
геологоразведочных работ неуклонно снижались. Задерживалась оплата уже
выполненных работ. Таял также объем финансирования из федерального бюджета.
В результате в республике складывается тяжелая ситуация с обеспеченностью
предприятий развитой сырьевой базой. В последние годы геологоразведка
осуществляется, главным образом, в старых нефтегазодобывающих районах, в
новых перспективных районах размещалась лишь незначительная часть работ.
Ощущается недостаток правовых норм,
регулирующих открытие и разведку новых запасов, вовлечение их в промышленную
разработку, снижение ресурсоемкости отечественной экономики, обеспечение
полноты и комплексности извлечения полезных ископаемых. Несовершенство
системы управления в области использования и воспроизводства углеводородного
сырья приводит к первоочередной отработке лучших по качеству запасов, низким
темпам ввода новых месторождений, недостаточным темпам подготовки запасов и
другим негативным тенденциям, угрожающим энергетической безопасности
региона.
Организационно разобщенные остатки предприятий
и учреждений геологического профиля неспособны сформировать и разместить
заказы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки и
выпуск необходимой техники, оборудования и приборов. Зависимость
геологоразведочной отрасли от западных технологий, техники, оборудования
очевидна и продолжает усиливаться.
По-прежнему расплывчаты границы ответственности
государства и недропользователей за геологическое изучение недр с целью
воспроизводства запасов. Отсутствуют критерии оценки эффективности
геологоразведочных работ, финансируемых как государством, так и
недропользователями.
Антимонопольное законодательство не охватывает
эту чрезмерно монополизированную сферу. Поэтому переданные
недропользователям запасы зачастую используются неэффективно, а действующая
система лицензирования не только не решает проблему их воспроизводства, но и
повышает уровень монополизации, в том числе и в сфере геологического
изучения недр.
Академическая геологическая наука,
финансируемая из федерального бюджета, также претерпела значительные
изменения. С 2006 по 2008 год. Российская академия наук реализовывала
пилотный проект по совершенствованию системы оплаты труда, в результате чего
заработная плата научных работников выросла, но это было достигнуто за счет
двадцатипроцентного сокращения численности.
Тем не менее удалось сохранить республиканскую
геологическую науку, сосредоточенную в основном в Тимано-Печорском
научно-исследовательском центре, осуществляющем научное обеспечение
геологоразведочных работ, в том числе и проводимых негосударственными
предприятиями. Кроме того, через республиканский бюджет финансируются
конкурсные программы актуальных для региона научных исследований и
совместные с РФФИ и РГНФ региональные программы. Широкий комплекс
исследований, направленных на изучение и освоение недр Республики Коми,
ведется в Ухтинском государственном техническом университете, Сыктывкарском
государственном университете, Коми государственном педагогическом институте,
в научно-исследовательских и проектных институтах (СеверНИПИгаз,
ПечорНИПИнефть, ПечорНИИпроект, Комимелиоводхозпроект).
Давно назрела необходимость транспортного
коридора «Урал промышленный — Урал Полярный», который поможет связать
природо-ресурсную базу Северного и Полярного Урала с перерабатывающими
мощностями промышленно развитых регионов России. Разведка и открытие новых
месторождений вдоль проектируемой магистрали поможет обосновать
эффективность ее строительства и создать условия для реализации
инвестиционного проекта. Для решения этой задачи предусмотрено увеличение
инвестиций с 350 млн. руб. до 4 млрд руб., что позволит открыть и освоить
месторождения бурых углей, железных, марганцевых и хромовых руд, цветных и
благородных металлов общей стоимостью недр свыше 700 млрд рублей.
Несмотря на трудности в истекший пятилетний
период был получен прирост запасов и ресурсов многих видов полезных
ископаемых, выполнены региональные производственные и
научно-исследовательские работы, проводился мониторинг состояния недр.
Съезд постановил, что создание
научно-производственной системы управления геологоразведочным процессом
позволит правительству Республики Коми эффективнее осуществлять
государственное регулирование в минерально-сырьевой сфере, формировать
стратегию использования и развития минерально-сырьевой базы и реализовать ее
через систему государственных заказов на выполнение минерально-сырьевых
программ и программ геологического изучения недр. Состояние
минерально-сырьевой базы республики на протяжении ближайших 15-20 лет будет
в значительной степени, прямо или косвенно, определять состояние
республикансого бюджета, уровень валютных поступлений, платежный баланс
региона, темпы развития основных отраслей промышленности, возможности
перехода к инновационной экономики.
На снимках:
соглашение о международном сотрудничестве подписывают руководитель Геологической службы Финляндии Элиас Экдал и директор Института геологии Коми НЦ УрО РАН член-корреспондент РАН А.М. Асхабов.
Участники съезда у скелета таброзавра Кеши.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2009 г. № 13-14 (996) |
05.06.09