Лицо - квинтэссенция времени |
Устинов В., Новиков С. Институт физики
металлов: портрет интеллекта. – СПб.: ООО «ЛЮДОВИК», 2009. – 264 с.
В этом году серия альбомов фоторабот Сергея
Новикова «Портрет интеллекта» пополнилась новым томом. Он посвящен Институту
Физики металлов — «базовому» для Уральского отделения РАН учреждению, с
богатой историей, обширным кругом исследований, перспективами на будущее.
По-разному можно подойти к вопросу о по-настоящему репрезентативном издании,
которое бы «и духом, и буквой» встало бы вровень, не ограничившись
формальным перечислением имен и фактов. Альбом решает эту задачу блестяще.
Предваряет его подготовленный директором ИФМ
академиком В.В. Устиновым очерк жизни института с первых дней его
существования, сопровождаемый раритетными фотографиями разных лет,
озаглавленный красноречиво: «Все определяет масштаб личности». «Их высокий
профессионализм, — говорится в нем об ИФМовцах всех поколений, — возможно,
проявлялся в умении подняться над сиюминутностью прикладных задач до
исследования глобальных закономерностей. Быть может, это и есть истинный
патриотизм — неустанно работать над собой…». Таким образом, профессионализм
для авторов альбома — В.В. Устинова, фотохудожника С.Г. Новикова, редактора
и разработчика литературно-художественной модели В.Л. Радзиевского,
руководителя проекта М.В. Дегтярева — не только совокупность специальных
знаний, навыков и умений, а прежде всего достоинства и уникальность
личности, качества интеллекта и проявления души. Об этом можно (и нужно!)
писать и говорить, но можно и просто показать: человеку — человека.
«Человеческое лицо, — писал в своем эссе об искусстве портрета Юрий Лотман,
— оказалось самым существенным, той квинтэссенцией, в которой человек
остается человеком или перестает быть им».
И вот перед нами — лица 108 ведущих сотрудников
Института физики металлов, каждому предоставлен разворот фотоальбома: справа
— один большой портрет, слева 2–4 кадра поменьше и несколько строк о научных
интересах и вкладе в ту или иную область знаний. Помимо этих сведений на
последних страницах помещен именной указатель с фотографиями и основными
биографическими данными, поэтому альбом прекрасно выполняет и функцию
справочного издания. И все же главное в нем — лица. Лицо и жест — и минимум
каких бы то ни было иных атрибутов, даже напрямую отсылающих к профессии.
Сергею Новикову всегда был интересен прежде всего человек, и столько же,
сколько качества его ума, — его жизненный багаж, темперамент, манера
держаться и степень открытости в разговоре. Нет двух одинаковых людей —
следовательно, нет в альбоме (да и во всем архиве фотохудожника) двух
одинаковых по «задумке» портретов. В ком-то природой заложены артистизм и
богатство мимики, кто-то сдержан на эмоции, но может так взглянуть в глаза
собеседнику… Кого-то красит смех, кому-то присуща серьезность, кто-то не
может без энергичной жестикуляции, а другой — вполне самодостаточен и
уравновешен… Мастер портрета, скорее всего, уже на интуитивном уровне
распознает главные и второстепенные черты психофизики человека, «ловит»
объективом самое характерное, причем характерное именно для интеллектуальной
жизни данного субъекта. Неспроста ведь мы говорим: «веселый ум», «гордый
ум», «критический ум»… Портрет интеллекта — возможен, поскольку для
художника «интеллект» — не абстракция, и следом за ним это понимает и
зритель. На мой взгляд, наиболее удались вошедшие в альбом портреты С.В.
Вонсовского, В.Р. Галахова, Ю.Н. Драгошанского, Г.С. Корзунина, В.И.
Окулова, Л.Н. Ромашева, Ю.Н. Скрябина, И.Ш. Трахтенберга, В.В. Устинова.
Кого-то — привлекут другие работы, но при оценке проекта в целом важны уже
не степень совершенства, не расхождения во мнениях по шкале «похож — не
похож». Альбом стал летописью примерно трех поколений уральских физиков и
металловедов, он (как и предыдущие издания этой серии) показал человеческую
основу и подоплеку научных свершений.
9 сентября в Институте физики металлов (чьей
достопримечательностью уже многие годы является собрание графических
портретов сотрудников, выполненных членом-корреспондентом РАН, прежним
директором института В.Е. Щербининым) торжественно открылась галерея
фотопортретов, составивших «костяк» альбома. На вернисаже выступили академик
В.В. Устинов, отмечавший, кстати, в этот день свое 60-летие, С.Г. Новиков,
исполнительный директор «Челябинского фотоклуба» фотожурналист П.В.
Большаков, поэт М.П. Никулина. Все они подчеркивали значимость именно
художественного и эстетического осмысления истории науки и роли интеллекта
ученого. Вновь открытая галерея, как и книжная серия «Портрет интеллекта»,
важны для понимания истинных духовных ценностей и сами являются фактором
сохранения и популяризации таких ценностей.
Здесь же состоялась презентация самого альбома
— ветераны и сотрудники института, в разное время послужившие «моделями»
фотографу, теперь получили возможность оценить весь труд в целом, увидеть
свои портреты в интерьере и в единой канве экспозиции. Взглянуть на себя со
стороны ведь тоже уметь надо, и пожалуй, лучше всего — взглянуть с улыбкой.
В тесноватом для столь многолюдного собрания институтском коридоре, где
разместилась галерея, кто-то пошутил: «Слишком много интеллекта на
квадратный метр площади…». В шутке, как известно, велика доля шутки, тогда
как интеллектуальные силы востребованы везде и всегда, другое дело —
насколько это осознаёт государство, общество, само время…
Будущее серии «Портрет интеллекта» не вызывает
сомнений: проект уникален, для его воплощения найдено замечательное
дизайнерское решение, важность темы несомненна — остается лишь пожелать
достаточного финансирования — на достойное материальное воплощение новых
идей.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Октябрь 2009 г. № 22 (1003) |
12.10.09