Литература Урала: национальные образы мира |
8–9 октября 2009 г. на базе Института
истории и археологии УрО РАН, Уральского государственного университета и
Объединенного музея писателей Урала состоялась пятая Всероссийская научная
конференция, проходящая под общим названием «Литература Урала: история и
современность». Тема нынешней конференции — «Национальные образы мира в
региональной проекции».
В развитии тематики проводимых конференций
существует своя логика: от самой первой и пробной, открывающей весь
сегодняшний цикл, — к проблеме региональной и национальной идентичности в
литературе региона, затем — к «автору как творческой индивидуальности» в
региональной и национальной проекциях, и вот теперь едва ли не самое сложное
— национальные образы мира. Понятие, четверть века назад предложенное
философом Георгием Гачевым, не устарело и сегодня, более того, оно
оказывается крайне необходимым и актуальным при анализе литературного
процесса и современной литературной ситуации на Урале. Край издавна
представляет собой «котел» различных национальных общностей, культуры
которых подчас тесно переплетались друг с другом, ассимилировались, и в то
же время каждая стремилась сохранить себя, свое «лицо» и свой национальный,
этнический образ мира. Неслучайно зав. кафедрой фольклора и древних
литератур Уральского госуниверситета В.В. Блажес определяет литературу Урала
как «региональную межлитературную общность трех национальных блоков —
славянского (русского), тюркского, финно-угорского — в их
содержательно-исторической и этнопоэтической динамике». Из этого положения
исходят и авторы готовящегося академического издания «Истории литературы
Урала», первый том которого уже «на подходе», уже вот-вот пойдет в печать.
Поэтому постоянными и дорогими гостями конференции являются ученые из
Удмуртии, Коми, Башкирии. Не менее важными для проблематики конференции были
доклады о литературе хантов, манси и других северных народов
Урало-Сибирского региона, о татарской составляющей в региональной картине
мира, о русских параллелях к инонациональным образам как в древней, так и в
современной литературе края. Уже подводя итоги конференции, многие гости
отмечали рабочий характер встречи, а также то немаловажное обстоятельство,
что за пять лет все они «сплотились», узнали друг друга и в чем-то
переменились — стали иначе относиться и к себе, и к своим соседям, и к
большому региональному сообществу, из интересов которого исходят
организаторы, ежегодно готовя и проводя конференции.
На пленарном заседании прозвучали доклады,
посвященные разным национальным литературам региона в контексте их
социальных и культурных взаимосвязей. В.В. Блажес рассказал о завершении
работы над первым томом «Истории литературы Урала», а затем о тюркских
истоках литературы региона. Башкирскую литературу следует признать самой
древней в составе национальных традиций словесности Урала, поскольку она
берет свое начало в X–XI вв. — в общетюрской духовной традиции. Башкиры как
чрезвычайно пассионарный народ были описаны еще арабским путешественником и
дипломатом Ибн Фадланом, в Х в. совершившим поездку в Волжскую Булгарию.
Иными словами, литература Урала, по мнению ученого, формировалась в зоне
тюрко-арабо-персид-ского взаимодействия и во время перехода башкирских
племен от язычества к исламу, в период образования башкирского этноса вместе
с его устной и письменной словесностью. Это придает культурной традиции
Урала своего рода уникальность на фоне других провинциальных литератур, ибо
хотя русский этнос выступал здесь в качестве пришельца, но его культура, в
том числе книжная, развивалась на весьма «удобренной» почве, даже если она
не столько «притягивалась», сколько «отталкивалась» от тюркской традиции.
Содержательно тему продолжил и развил коллега из Уфы, зав. сектором
Института истории, языка и литературы Башкирского научного центра РАН М.Х.
Надергулов. Его доклад был посвящен всемирной и региональной истории в
башкирских тарихнаме. Тарихнаме — историческая запись или сочинение,
нагляднее всего демонстрирующее связь башкир с древнеперсидской мифологией и
литературой. «Мы живем на одной земле — древней земле Урала, но не знаем
друг друга, — сказал профессор Надергулов, — поэтому то обстоятельство, что
екатеринбургские филологи собирают нас всех вместе, очень важно и нужно,
ведь так складывается единое постсоветское пространство культуры России,
раздробленное за последние годы и десятилетия».
Доклады автора этого обзора и ведущего научного
сотрудника Института языка, истории и литературы Коми научного центра УрО
РАН П.Ф. Лимерова (г. Сыктывкар) были посвящены национальному образу мира
коми в русской литературной традиции и творчеству первого коми поэта И.А.
Куратова. Мы показали, насколько тесно в русском литературном сознании
переплетались образы зырян и собственно русских, а с другой стороны, как
постепенно и не без преодоления стереотипа восприятия «чужого» складывалась
в отечественной литературной традиции XIX в. мифопоэтика зырянского мира.
П.Ф. Лимеров дал аудитории возможность услышать слово поэта, явившегося
основоположником национальной поэзии коми; рассказал о сложности
мироощущения И. Куратова, жившего в тот достаточно драматичный период
истории народа, когда зыряне утрачивали свою замкнутость и традиционный
образ жизни, т. е. когда процессы их ассимиляции с русским населением
становились уже практически необратимыми.
Последний докладчик пленарного заседания,
ректор Екатеринбургской Академии современного искусства С.Л. Кропотов в
докладе «Грезы по Великой Византии на Среднем Урале: как устроена Русская
Голгофа» обнажил процесс политического презентирования региона в
художественных проектах, получивших популярность за последние годы в
Екатеринбурге. Очевидно, что Екатеринбург претендует на новое символическое
пространство, пытаясь «переписать» себя по образцу сакральных центров
мировой цивилизации.
Секционные заседания выстраивались вокруг ряда
центральных проблем, поставленных участниками конференции. Первая секция —
«Национальные истоки фольклора и литературы региона» — позволила
осуществиться диалогу носителей разных национальных традиций. Как показала
Т.Г. Владыкина (Ижевск), этническая культура удмуртов выражается в
трехслойной картине мира, причем немалую роль в ее структурировании играет
антропологический фактор — участие человека. Агиографическая традиция Урала
была представлена в докладах Л.С. Соболевой, П.И. Мангилева, Е.А. Полетаевой
(Екатеринбург). О параллелях в башкирских мифологических нарративах к
открытиям ученого-ориенталиста XIX в. П.И. Рычкова рассказал гость из Уфы
Р.А. Шаяхметов, об отражении исламской картины мира в тюркской печати Урала
— Р.Л. Исхаков (Екатеринбург).
Секция «Развитие национальных литератур Урала в
общероссийском историко-культурном контексте» работала главным образом на
материале русской литературы. Здесь прозвучали доклады о «региональных»
страницах в поэзии Г. Державина (Д.В. Ларкович, Сургут), И. Бахтина (О.В.
Зырянов, Екатеринбург), В. Даля и Н. Вагнера (А. Прокофьева и Т.Е.
Беньковская, Оренбург). Екатеринбургские филологи Л.Н. Житкова, Н.В.
Пращерук, Т.Я. Каменецкая раскрыли различные аспекты бытования национальной
литературы в регионе и в масштабах всей России.
На заседаниях секции «Региональное и
национальное в литературной жизни региона» оказались актуальны вопросы,
связанные с рецепцией национальных образов мира иными культурами, с
проблемой перевода произведений литературы на другие языки и в целом с
проблемой понимания чужого слова и чужого образа. Именно об этом в
теоретическом плане, но с массой примеров из различных культур, говорили
В.П. Лукьянин (Екатеринбург) и В.А. Лимерова (Сыктывкар). Раскрытие
национальной проблематики в региональной печати стало темой докладов гостей:
из Тюмени — Н.Н. Горбачевой и Н.А. Рогачевой, из Перми — Е.Г. Власовой; коми
поэзия в осмыслении русскоязычных филологов прозвучала из уст
екатеринбуржцев И.Е. Васильева и Т.А. Снигиревой, о проблемах становления и
современного развития национальных литератур рассуждали В.М. Ванюшев и Т.И.
Зайцева (Ижевск), Т.Л. Кузнецова (Сыктывкар). Национальное начало в
восприятии русского человека — не столько как носителя другой культуры,
сколько как преломляющей и вбирающей чужое «призмы» — стало объектом анализа
в докладах О.С. Прокофьевой (Нягань), А.С. Подлесных (Пермь), В.Б. Королевой
и А.В. Кубасова (Екатеринбург).
На секции «Образ места и человека в фольклоре и
литературе региона» обсуждалась тематика национальной и региональной
проекции проблем геокультурологии и геопоэтики. Здесь об уральских
впечатлениях В.И. Немировича-Данченко, проехавшего по Уралу в конце XIX в.,
говорил известный пермский ученый В.В. Абашев; прагматика уральских текстов
была показана в докладе историка Е.Г. Неклюдова (Екатеринбург).
Затрагивалось также творчество Д. Мамина-Сибиряка (Г.Л. Девятайкина, Н.А.
Кунгурцева), мифология различных культовых мест Екатеринбурга и области
(Е.Ю. Козьмина, А М. Меньщикова), проблемы уральской печати (Ю.В. Клочкова)
и рекламы (Е.Г. Соболева, Е.Ю. Дуреко), уральской мифологии в современной
литературе (И.Н. Иванова, Ставрополь) и др.
На секции «Специфика художественности и
национальные образы мира» разговор шел главным образом о современной
литературе. Художественные миры В. Астафьева (В.А. Зубков, Пермь; А.И.
Разувалова, Красноярск), О. Богаева (Л.С. Кислова, Тюмень; О.Ю. Багдасарян,
Екатеринбург), удмуртского драматурга Е. Загребина (М.В. Ившина, Ижевск), и
вновь — актуализировавшаяся в последние годы мифогенность Урала (М.П.
Абашева, Пермь; Н.В. Барковская, Екатеринбург; А.Н. Садриева и А.В. Миронов,
Н. Тагил), рядом с которой столь, казалось бы, приземленно, но и не менее
современно слушались доклады и сообщения о литературной жизни Урала 1930-х
гг. (Н.С. Журавлева, Челябинск; Ю.С. Подлубнова и П.Д. Достовалова,
Екатеринбург). Во время заседаний конференции успела наметить свои
дальнейшие планы творческая группа, разрабатывающая проект «Пути развития
пермских литератур в общероссийском историко-культурном контексте XVIII —
начала ХХ в.».
На заключительном пленарном заседании выступили
член-корреспондент РАН А.В. Головнёв с докладом «Урал: антропология
движения», В.Л. Шибанов из Ижевска — об этнофутуризме в развитии
национальных литератур Урала, гость из Новосибирска В.В. Мароши — на тему
«Локус Каракорума и монгольский миф русской литературы». Таким образом,
топография народов Евразии с захватом западного склона Уральского хребта
получила в докладах участников конференции достаточно полное освещение,
причем не только с литературной, но и исторической, культурологической,
социологической точек зрения. Содержание докладов, прозвучавших на
конференции, получит отражение в сборнике статей и материалов, который по
традиции публикуется по ее итогам.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Ноябрь 2009 г. № 26-27 (1006) |
25.11.09