Долгая дорога в завтра |
25 декабря в Институте экономики УрО РАН
прошел круглый стол на тему «Транспортный коридор «Урал промышленный – Урал
Полярный»: итоги и перспективы». За одним столом собрались экономисты,
геологи, горняки, энергетики, железнодорожники, инженеры, геофизики, экологи
из академических, научно-исследовательских институтов, вузов и
производственных организаций Урала, чтобы выработать предложения и
рекомендации по рациональному освоению природных ресурсов в зоне,
прилегающей к предполагаемому строительству железной дороги вдоль восточного
склона Северного, Приполярного и Полярного Урала.
Представители Уральской геологосъемочной
экспедиции, Агентства по недропользованию УрФО, ОАО «Уралгипротранс»,
департамента экономики правительства Ханты-Мансийска, Инженерного центра
энергетики Урала, СибНАЦ (Тюмень), Уралгипрошахт, руководства
Ямало-Ненецкого автономного округа, УрГЭУ, институтов экономики, геологии и
геохимии, геофизики, горного дела, экологии растений и животных УрО РАН —
всего около 100 организаций — обсудили результаты и перспективы работы
корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный». Бурная дискуссия
развернулась по поводу оценки минерально-сырьевой базы названной территории.
Собравшиеся высказали свое мнение о развитии транспортной инфраструктуры в
рамках проекта, а также социально-экономических и экологических последствиях
его реализации.
Директор Института экономики академик А.И.
Татаркин сделал акцент на координации усилий всех заинтересованных
организаций — ведь пока связь между действиями академической науки,
отраслевых НИИ, горнодобывающих предприятий и управленческих структур в
освоении Полярного и Приполярного Урала практически отсутствует. Проект
развивается почти стихийно, без научной основы и научного сопровождения.
В целом участники круглого стола поддержали
идею председателя правительства РФ В.В. Путина о программном освоении
Полярного и Приполярного Урала. На этой территории есть месторождения бурого
угля, железных, хромовых руд, марганца, меди, свинца, цинка, бокситов,
фосфоритов, руд тантала и ниобия, баритов, кварцевого сырья, россыпного и
рудного золота в небольших количествах. Если эти месторождения достаточно
велики для промышленного освоения, то введение их в эксплуатацию смогло бы
покрыть дефицит уральских заводов в сырье. Сегодня обеспеченность Урала
местным железорудным сырьем составляет 35 процентов, медным концентратом —
около 50, цинковым — 70, никель-кобальтовыми рудами — около 40,
энергетическим углем — 17. Практически отсутствуют коксующиеся угли, руды
хрома, марганца, редких элементов и других видов сырья.
Но пока это ресурсы только прогнозные. В оценке
балансовых запасов мнения выступающих разошлись. Геологи считают, что самые
крупные месторождения здесь еще не найдены, а открытые не изучены.
Представители же горнодобывающей отрасли, опираясь на имеющиеся данные,
оценивают рентабельность разработки известных сегодня месторождений весьма
пессимистично. Едины они только в одном: этот регион необходимо изучать,
вести там геолого-съемочные, геологоразведочные работы, экологические и
социологические исследования. По мнению директора Института геологии и
геохимии УрО академика В.А. Коротеева, существующий прогноз на ресурсы
Полярного Урала отражает главным образом степень изученности региона и не
позволяет судить о его перспективности или неперспективности. Виктор
Алексеевич считает эту территорию перспективной для поисков месторождений.
В то же время в выступлениях звучало
беспокойство сохраняющейся ориентацией на экстенсивное развитие экономики
страны. Говорим о наукоемких технологиях, а основную ставку делаем на добычу
сырья. Надо менять менталитет. В некоторых странах замораживают даже
рентабельные месторождения, а развивают, например, туризм. Ряд проблем
освоения полярных территорий требует дополнительной серьезной проработки.
Так, горные и предгорные территории Северного, Полярного и Приполярного
Урала, расположенные на границе сибирской и европейской экосистем, имеют
большую экологическую ценность. Регион обладает уникальным, крупнейшим в
мире стадом сиговых рыб. Численность их генераций за последние десятилетия
снизилась в несколько раз. Экологи прогнозируют, что в результате сооружения
железной дороги вдоль восточного склона сиговые рыбы вообще станут
редкостью. Под удар попадают и другие традиционные виды деятельности
коренных малочисленных народов Севера — оленеводство, охота, заготовка и
переработка «дикоросов». За последние 20 лет поголовье оленей снизилось в
два раза, утратил свое значение охотничий промысел. По словам участников
круглого стола, в процессе разработки проекта есть необходимость в
подготовке законодательных предложений по закреплению статуса северных и
полярных территорий РФ с целью комплексного социально-экономического их
освоения и заселения.
Рассматривая Уральский Север как единый
природно-экономический комплекс, собравшиеся пришли к мнению о
целесообразности включения в систему программных мероприятий по проекту
«Урал промышленный — Урал Полярный» территории Республики Коми и Ненецкого
автономного округа, прилегающих к зоне влияния проектируемого транспортного
коридора, и других территорий, определенных соглашением между шестью
субъектами РФ, расположенными на Урале. Обсуждение показало, что профильным
институтам УрО РАН и заинтересованным организациям необходимо
интенсифицировать работы по комплексному геологическому, экологическому и
социально-экономическому изучению Уральского Севера с целью создания там
надежной природно-ресурсной базы с экологически безопасными технологиями ее
освоения.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Февраль 2010 г. № 2-3 (1010) |
08.02.10