Суровая нить Ариадны

 

 

Кандидат сельскохозяйственных наук Ариадна Николаевна Цыпанова.    Ариадна Николаевна Цыпанова, кандидат сельскохозяйственных наук, около 30 лет проработавшая в Коми НЦ УрО РАН, в годы войны школьницей трудилась на лесосплаве в Трехозерке и Нижнем Чове. За этот труд в 1943 году она была награждена почетной грамотой президиума Верховного Совета Коми АССР, в 1946 — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», а в нынешнем — юбилейной медалью «65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

    Ариадна Николаевна родилась в Сыктывкаре. После восьмого класса, когда ей не было и четырнадцати лет, вступила в армию тружеников тыла. Направили ее, как и других школьников, в Трехозерский рейд, вдали от города. Главным орудием труда стали тяжелый багор и хрупкие женские руки. Выполнять приходилось вполне взрослые, причем самые разнообразные и нелегкие работы. Надо было ко всему прочему очень внимательно смотреть под ноги: бегая по мокрым зыбким бонам и перекинутым между ними распоркам, того и гляди в холодной воде окажешься, а это случалось нередко. Вытаскивали «пострадавших» баграми, потому что самостоятельно залезть на скользкие боны было совсем непросто. Выбравшись из воды, люди продолжали работать. Сменной одежды не было, а одеты все были по-разному: в то, что нашли дома. Работали в любую погоду, даже холодную и ветреную. Не будешь трудиться, совсем замерзнешь. На удивление почти никто сильно не простужался, видимо, молодость выручала.
 

Приходилось вязать бревна в пучки. Собранные в коридоре бревна одного сорта с помощью ручного сплоточного станка плотно зажимались в так называемый пучок, который надо было с двух сторон обхватить, а затем обвязать проволокой. А проволока толстая, непослушная, хотя ее предварительно прокаливали на огне, чтобы сделать податливее. Из таких пучков формировался большой плот, который цепляли толстыми канатами к пароходу или катеру, чтобы буксировать до Котласа, где древесину вытаскивали на берег, перерабатывали на тес, шпалы и другие материалы и отправляли по железной дороге дальше, скорее всего, для военных нужд.
 

Еще труднее разбирать заломы — огромное скопление бревен, которые буквально сплетались и образовывали настоящую плотину поперек движения. И опять же главным инструментом сплавщиков был багор. Конечно, без смекалки тут не обойтись. Следовало найти тот «узелок», после развязки которого бревна почти без помощи выплывали на водный простор. И среди сплавщиков находились умельцы, знаниями и смекалкой в десятки раз облегчавшие труд своих товарищей-сплавщиков, в том числе и девчонок. Трудились изо всех сил, а питание в ту пору, как и везде, было скудным. Всем выдавали хлебные карточки. Дневная норма — 500 грамм. Обедали в столовой сплавного рейда. Случалось, правда, и сытные обеды подавали, но редко. Естественно, в войну выходных не было. Но никто не обижался. Знали, что на фронте солдаты тоже никакого отдыха не знают, к тому же каждый день смерть ходит рядом.
 

В 1948 году Ариадна Николаевна окончила среднюю школу, а в 1952 — факультет естественных наук Коми государственного педагогического института, затем два года работала сотрудником Коми республиканского краеведческого музея.
 

С 1954 по 1982 год А. Н. Цыпанова — научный сотрудник Коми филиала АН СССР, затем Института биологии. Ариадной Николаевной впервые выполнены исследования сезонной динамики окислительно-восстановительных процессов в таежных и тундровых почвах европейского северо-востока. Благодаря использованию экспериментальных методов в почвоведении она выявила характер и количественные критерии миграции железоорганических соединений в подзолистых почвах. Ариадна Николаевна опубликовала более 40 научных работ. Она награждена почетной грамотой президиума АН СССР.
 


Записал В. БЕЗНОСИКОВ,
заведующий лабораторией химии почв отдела почвоведения
Института биологии Коми НЦ УрО РАН,
доктор сельскохозяйственных наук.
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июнь 2010 г. № 14 (1019)

29.06.10

 Рейтинг ресурсов