Лето дарит цветные сны |
В конце июня, как правило, уже в разгаре
уральское лето. В эти дни его во всем многоцветье можно было увидеть в
екатеринбургском Доме ученых, где проходила выставка исполненных в технике
батика работ Аси Ардцен из г. Каменск-Уральский «Цветные сны».
Художественное образование она получила в
Нижнем Тагиле, и «тагильская школа», надо сказать, чувствуется в ее подходе
к темам и в авторских приемах: поэтичность в сочетании с тонким чувством
формы и организации пространства; сдержанность в подборе цветов, но при этом
свобода прирожденного колориста. Живопись на ткани сродни акварели: «письмо»
не может быть многослойным, поэтому трудно что-либо исправить, но зато в
случае удачи сохраняется свежесть импровизации, во всей полноте —
настроение, возможно, даже не одна, а целая гамма эмоций.
Вот и батики Аси Ардцен — это запечатленные
настроения, прежде всего это относится к декоративно-пейзажным композициям с
характерными и названиями: «Желто-синий сон», «Цветы холодной любви»,
«Музыка старого сада»… Земля, небо, реальные цветы и травы на них — где-то
на грани перехода от узнаваемого силуэта к абстрактному пятну, но в мир
абстракций зрителя уводит не зашифрованность картин, а скорее, наоборот:
стремление к простоте, к достоверности чувства.
Однако примерно столько же в экспозиции можно
было увидеть и работ, условно говоря, сюжетных. То же сочетание
декоративности и лиризма — в создании женских образов. Художница не
преследует здесь цель создать портрет (изображение человека, по моему
впечатлению, ей пока мало удается). Это, скорее, цикл психологических
сюжетов: «Ожидание», «Любившая его», а также композиции в духе сказки,
фэнтези. Фактура шелка, цвет и свет, контурная линия — все в работах Аси
Ардцен воссоздает мир… все-таки не иллюзии, а мечты-воспоминания о
прекрасном, того, что живет в каждом из нас: как лето — в зимние морозы…
На фото:
«Ожидание». Ася Ардцен.
«Весталка-1». Ася Ардцен.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июль 2010 г. № 16 (1021) |
14.07.10