Читать, чтобы остаться человеком... |
Дни русской
словесности в Екатеринбурге
Ни один уголовный кодекс не
предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди
преступлений этих наиболее тяжким является не преследования авторов, не
цензурные ограничения, не предания книг костру. Существует преступление
более тяжкое — пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это
человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает
нация — она платит за это своей историей.
Иосиф Бродский
Завершились Дни русской словесности, впервые
организованные на Урале Российским обществом преподавателей русского языка и
литературы (РОПРЯЛ), Институтом филологических исследований «Словесник» и
Институтом филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ.
Мероприятие было направлено в первую очередь на укрепление позиций
отечественной словесности в современном культурном пространстве, привлечение
внимания к проблемам преподавания русского языка и литературы в школе,
расширение просветительской деятельности в области русской культуры.
Программу Дней составили актовые лекции и шесть
мастер-классов ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и
Екатеринбурга, два круглых стола по актуальным проблемам, конкурсы
творческих работ школьников, учителей, молодых журналистов. Но главным было
живое общение коллег — закономерно, что профессор МГУ, известный писатель и
критик Владимир Иванович Новиков назвал Екатеринбург «третьей филологической
столицей».
В центре внимания словесников оказалась
проблема потери интереса к книге: русская литература, всегда бывшая в центре
всей системы ценностей, перестала доминировать в культуре, в то время как
снижение грамотности наблюдается повсеместно. Сегодня, по мнению лингвистов,
культура повседневного речевого общения падает вместе с культурой личности:
это проявляется на самых разных уровнях, начиная от бедного словарного
запаса и заканчивая неумением оформить высказывание.
Что могут сделать в этих условиях
учителя-словесники? Необходимы обновление содержания и методов преподавания
литературы, использование мультимедийных и интерактивных технологий. Важно
сохранить то, что было начато профессором Н.Л. Лейдерманом, памяти которого
были посвящены Дни: региональный журнал «Словесник», программу углубленного
изучения литературы «Филологический класс», ежегодные научно-практические
конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и
литературы». Большую пользу принес бы и филологический интернет-портал.
На торжественном закрытии форума
учителя-словесники, преподаватели вузов смогли обсудить продуктивность
профессионального общения. Кроме того, в этот день были подведены итоги
творческих конкурсов, в частности, проходившего в школах конкурса эссе «Как
я выбираю книгу?». В то время как взрослые обсуждают конец книжной эры,
растет, вопреки всему, новое поколение преданных и увлеченных читателей… Из эссе, присланных на конкурс «Как я выбираю книгу»
«Я думаю заставить человека полюбить ту или
иную книгу насильно нельзя, ведь привязанность или любовь к книге должна
идти из глубины души, из сердца… Нет, конечно, можно заставить прочитать
книгу насильно, но человек, читая ее, будет просто смотреть в книгу, не
понимая, о чем он читает… И тогда толку от такого чтения не будет никакого.
Поэтому все-таки человек должен сам выбирать для себя книгу, которую он
полюбит всей душой» (Л. Брук, школа №68).
«Чтение фантастических произведений не только
заставляет меня переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и
развлекает, но и учит, помогает мне принимать решения, спасает от
одиночества, скуки и обид. Ведь человек совершенно беззащитен и перед
властью, и перед бандитами. Отсюда возникает желание избавиться от страха, а
простейшее средство — приклониться к чему-то большому и сильному, стать его
частицей и тем самым обрести защиту. И эту защиту я нахожу в моих любимых
произведениях» (О. Афанасьева, школа №53).
На фото:
профессор Л.П. Быков.
Победитель конкурса эссе Д. Рыжков.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Октябрь 2010 г. № 22 (1026) |
14.10.10