Читать, чтобы остаться человеком...

 

 

Дни русской словесности в Екатеринбурге
 

 

Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследования авторов, не цензурные ограничения, не предания книг костру. Существует преступление более тяжкое — пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация — она платит за это своей историей.
 

Иосиф Бродский
 

Завершились Дни русской словесности, впервые организованные на Урале Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Институтом филологических исследований «Словесник» и Институтом филологии, культурологии и межкультурной коммуникации УрГПУ. Мероприятие было направлено в первую очередь на укрепление позиций отечественной словесности в современном культурном пространстве, привлечение внимания к проблемам преподавания русского языка и литературы в школе, расширение просветительской деятельности в области русской культуры.
 

Программу Дней составили актовые лекции и шесть мастер-классов ведущих специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, два круглых стола по актуальным проблемам, конкурсы творческих работ школьников, учителей, молодых журналистов. Но главным было живое общение коллег — закономерно, что профессор МГУ, известный писатель и критик Владимир Иванович Новиков назвал Екатеринбург «третьей филологической столицей».
 

В центре внимания словесников оказалась проблема потери интереса к книге: русская литература, всегда бывшая в центре всей системы ценностей, перестала доминировать в культуре, в то время как снижение грамотности наблюдается повсеместно. Сегодня, по мнению лингвистов, культура повседневного речевого общения падает вместе с культурой личности: это проявляется на самых разных уровнях, начиная от бедного словарного запаса и заканчивая неумением оформить высказывание.
 

Что могут сделать в этих условиях учителя-словесники? Необходимы обновление содержания и методов преподавания литературы, использование мультимедийных и интерактивных технологий. Важно сохранить то, что было начато профессором Н.Л. Лейдерманом, памяти которого были посвящены Дни: региональный журнал «Словесник», программу углубленного изучения литературы «Филологический класс», ежегодные научно-практические конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы». Большую пользу принес бы и филологический интернет-портал.
 

На торжественном закрытии форума учителя-словесники, преподаватели вузов смогли обсудить продуктивность профессионального общения. Кроме того, в этот день были подведены итоги творческих конкурсов, в частности, проходившего в школах конкурса эссе «Как я выбираю книгу?». В то время как взрослые обсуждают конец книжной эры, растет, вопреки всему, новое поколение преданных и увлеченных читателей…
 

Из эссе, присланных на конкурс «Как я выбираю книгу»

«Я думаю заставить человека полюбить ту или иную книгу насильно нельзя, ведь привязанность или любовь к книге должна идти из глубины души, из сердца… Нет, конечно, можно заставить прочитать книгу насильно, но человек, читая ее, будет просто смотреть в книгу, не понимая, о чем он читает… И тогда толку от такого чтения не будет никакого. Поэтому все-таки человек должен сам выбирать для себя книгу, которую он полюбит всей душой» (Л. Брук, школа №68).
 

«Чтение фантастических произведений не только заставляет меня переживать за героя и вместе с героем, не только увлекает и развлекает, но и учит, помогает мне принимать решения, спасает от одиночества, скуки и обид. Ведь человек совершенно беззащитен и перед властью, и перед бандитами. Отсюда возникает желание избавиться от страха, а простейшее средство — приклониться к чему-то большому и сильному, стать его частицей и тем самым обрести защиту. И эту защиту я нахожу в моих любимых произведениях» (О. Афанасьева, школа №53).
 


Подготовила Ольга БАГДАСАРЯН,
зав. лабораторией новейшей литературы и методики
Института филологии, культурологии
и межкультурной коммуникации УрГПУ
 

 

На фото:

 

Профессор Л.П. Быков.

профессор Л.П. Быков.

 

Победитель конкурса эссе Д. Рыжков.

Победитель конкурса эссе Д. Рыжков.
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Октябрь 2010 г. № 22 (1026)

14.10.10

 Рейтинг ресурсов