Integer - значит "целый"

 

 

В Екатеринбурге обсудили вопросы сближения высшей школы и РАН
 

 

…Как известно, в корне слова «интеграция» лежит латинское integer, что означает «целый». Собственно integratio переводится с латыни как «восстановление», «восполнение». А вот одно из энциклопедических определений этого понятия: «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации». То есть штука весьма непростая: объединение на фоне размежевания. Нечто подобное происходит сегодня с нашим высшим образованием и академической наукой. С одной стороны, это компоненты единого целого — хотя бы потому, что «на ученых» учат в вузах, а ученые в них преподают. С другой — такое впечатление, что в последнее время руководство страны, провозгласив курс на модернизацию, главную ставку делает на университеты, в частности, на вновь образуемые федеральные, стремится перенести «центр интеллектуальной тяжести», традиционно базирующийся в России в РАН, именно туда. Об этом говорят темпы их бюджетного финансирования, существенно опережающие «рановские». Так что же происходит? Объединение, размежевание или нечто третье, не умещающееся в рамки простых понятий и требующее серьезного осмысления? И как можно оптимизировать этот процесс, сделать его максимально эффективным и для реформируемого высшего образования, и для Академии, а в конечном итоге — для будущего России, ее модернизации? Об этом шел заинтересованный разговор на выездном заседании Совета по координации деятельности региональных отделений и региональных научных центров Российской академии наук, посвященном углублению интеграции РАН и высшей школы, которое прошло 14–15 октября в Екатеринбурге. Совещание получилось более чем представительным: приехали не только главные руководители РАН, ее крупнейших отделений и центров, но и ректоры уже действующих и создаваемых федеральных университетов. География участия охватывала практически всю страну от Владивостока до Архангельска. Насыщенным оно было и по содержанию.
 

 

Конфронтации — нет

Открылось совещание знаменитым студенческим гимном «Guadeamus» в исполнении хора Уральского федерального университета, который собравшиеся — почти все бывшие студенты и действующие преподаватели — слушали стоя.
 

Первым выступил вице-президент РАН, председатель совета академик Г.А. Месяц, четко и принципиально обозначив круг вопросов для обсуждения. Вопросы эти крайне серьезны. Дело в том, что после распада СССР вузовская наука в стране очень ослабла. Практически во всех ведущих вузах количество научных сотрудников уменьшилось как минимум в десять раз. По убеждению Геннадия Андреевича, активное стремление руководства страны форсировать усиление научно-исследовательского сектора высшей школы, выражающееся в выделении ей очень больших средств, основано на неверной информации о том, что по основным показателям эффективности научных исследований — индексу цитирования и другим — вузы значительно опережают Академию. На самом деле это не так. Многочисленные дискуссии, проведенный анализ показали: ситуация скорее обратная. Мало того: некоторые вузы, приглашая на работу совместителей из РАН (что само по себе правильно), нередко выдают их научные заслуги за свои, в результате возникает искаженная картина. На самом деле Академия в России была и остается главным источником интеллектуальных достижений, хотя и испытывает серьезные проблемы. Сегодня число желающих работать в ее стенах с каждым днем растет, но ей не хватает средств, рабочих мест. Правительство обещает выделить 1000 академических ставок для молодых ученых, однако полностью положения они не исправят. Поэтому нужно делать все, чтобы не вступать в конфронтацию с высшей школой, к которой РАН периодически подталкивают, а помогать ей профессионально осваивать выделяемые деньги, не конкурировать (конкурентная среда в научной сфере необходима, но если при имеющемся отставании от Запада мы будем тратить силы на ее искусственное формирование внутри страны, отстанем еще больше), а находить пути оптимального сотрудничества. Продолжая эту мысль, заместитель председателя совета академик Н.Л. Добрецов (СО РАН) подчеркнул, что без высокой науки хорошее образование немыслимо и наоборот. То есть цели у вузов и РАН одни, но способы их достижения разные. Нужно находить консенсус, что и входит в задачи нынешнего собрания. Николай Леонтьевич озвучил ряд конкретных тем для обсуждения и сообщил, что следующее заседание совета пройдет в Томске и будет посвящено инновационному развитию на основе связей вузов и академических институтов.
 

После приветствия участников заместителя министра промышленности и науки Свердловской области В.В. Турлаева доклад о взаимодействии Российской академии наук и высшей школы сделал вице-президент РАН академик В.В. Козлов. Начав с истории Академии, которая была основана одновременно как научное и учебно-образовательное учреждение, Валерий Васильевич подробно рассказал о собственно академическом образовательном опыте, на конкретных примерах и цифрах показал, насколько результативна вузовско-академическая интеграция, когда она осуществляется разумно, и чем чреваты перекосы в этом сложном процессе. Так, после прекращения в 2005 году действия федеральной целевой программы «Интеграция» некоторые вузы, занимавшие прежде передовые позиции, теряют преимущества, утрачивая связи с ведущими научными организациями и наукоемкими предприятиями, а те, кто их поддерживает, развиваются. Среди проблем современной отечественной высшей школы — признанный министерством науки и образования факт: лишь треть университетских профессоров занимаются научной работой. И присвоение вузу категории «исследовательский» быстро дела не поправит. Без привлечения огромного и качественного потенциала РАН, возможно, создания в ней своего «распределенного» университета для подготовки специалистов высшей квалификации здесь не обойтись. Базой для него может стать академический университет, созданный по инициативе академика Ж.И. Алферова в Санкт-Петербурге, нечто подобное реально осуществить в рамках проекта «Сколково». Никто не спорит: вузовскую науку надо поддерживать, подчеркнул Валерий Васильевич, но не ущемляя возможности развития наиболее продвинутого и эффективного сектора российской науки. Нельзя слепо копировать одну англо-саксонскую модель, в которой ученые работают главным образом в вузах. В России свои традиции с глубокими корнями, имеющие параллели с такими странами, как, например, Франция и Германия. Мы против конфронтации вузовского сообщества и академического сектора науки, вслед за академиком Месяцем повторил докладчик. Тем более что их интеграция — не самоцель, а серьезный инструмент для сопровождения и обеспечения технологической модернизации страны. Поэтому надо сообща все хорошо обдумать и взвесить, настроившись на долгую систематическую работу.
 

УрО РАН и федеральные университеты

Своего рода кульминацией совещания стало подписание соглашения о сотрудничестве между УрО РАН и крупнейшим в России Уральским федеральным университетом, созданным на базе УГТУ- УПИ и УрГУ. Документ этот носит бессрочный характер и определяет пути интеграции на долгие годы вперед. Как подчеркнул председатель УрО академик В.Н. Чарушин, сам «по происхождению» университетский ученый и преподаватель, глубоко символично, что соглашение визируется в присутствии вузовско-академической элиты страны — это должно стать гарантией его качества. Далее Валерий Николаевич сделал компактный и емкий обзор связей УрО с вузами региона, имеющих свою историю и богатые перспективы. Преподавательской деятельностью много и плодотворно занимались крупнейшие ученые отделения: академики С.В. Вонсовский, В.Д. Садовский, С.С. Шварц, их преемники продолжают эту линию. УрО активно взаимодействует более чем с 50 высшими учебными заведениями, включая два федеральных университета — Уральский и Северный (Арктический) и два исследовательских — Пермский и Южно-Уральский. Основные формы взаимодействия следующие: общее участие в выполнении госконтрактов, грантов и других НИР и НИОКР; деятельность научно-образовательных центров, базовых кафедр и их филиалов в институтах, центров коллективного пользования уникальным оборудованием; совместное использование супер-ЭВМ и телекоммуникаций; подготовка кадров высшей квалификации, молодежные школы-конференции, стажировки за рубежом; объединение усилий в области социальной защиты молодежи. Все эти направления заложены в стратегию развития УрО до 2025 года. Рассказав о конкретном содержании каждого, Валерий Николаевич особо остановился на проекте GIGA UrB RAS, осуществление которого поможет соединить высокоскоростной коммуникационной сетью вузы и институты огромной территории от Архангельска до Екатеринбурга.
 

Основной пафос выступления ректора Уральского федерального университета В.А. Кокшарова сводился к тому, что где-где, а на Урале никакого разделения между ведущими вузами и академическими учреждениями не было и нет. Связи с институтами УрО РАН как УГТУ-УПИ, так и УрГУ, из которых «складывается» УрФУ, настолько плотны и неразрывны, что отделить одно от другого часто невозможно. Виктор Анатольевич особо отметил нравственную составляющую воспитания студентов академическими учеными, обозначил перспективы углубления связей со стороны возглавляемого им университета. Так уже в ближайшие годы объем научно-исследовательских работ в УрФУ должен увеличиться практически в 8 раз: в финансовом выражении с 250 млн руб. до 2 мрд. Это должно происходить через создание новых базовых кафедр, научно-образовательных центров, приобретение самого современного оборудования, работать на котором смогут только специалисты высшей квалификации, готовящиеся в институтах РАН. Перечень приобретаемой аппаратуры во избежание дублирования будет согласовываться с УрО. Нам не нужна никакая внутренняя конкуренция, подчеркнул ректор, наоборот, мы должны взаимодополнять друг друга и добиваться результата. Новый импульс, исходя из определения инновации как идеи, воплощенной в деньги, должна получить инновационная деятельность, в том числе в форме вовлечения УрФУ в реализацию проекта «Сколково», и тут «академические» идеи должны сыграть важнейшую роль. Вообще, по формулировке докладчика, смысл происходящих в «вузовском деле» реформ — заново сделать «историю успеха», поскольку отечественное высшее образование, некогда занимавшее лидирующие позиции в мире, во многом деградирует. А вернуть лидерство без академической поддержки нельзя.
 

Большой интерес вызвало выступление ректора Северного (Арктического) федерального университета (Архангельск) доктора философских наук Е.В. Кудряшовой, приехавшей в Екатеринбург впервые. САФУ — один из самых интересных и значимых проектов на карте обновляемых вузов России, поскольку Архангельск — ворота в Арктику, имеющую для страны «в полном смысле стратегическое значение» (цитата из Президента РФ Д.А. Медведева). Это огромные запасы нефти и газа, угля, алмазов, бокситов, золота, лесные, энергетические, рыбные и другие ресурсы, это, наконец, космодром «Плесецк», северный центр судостроения и ремонта, крупнейшие центры переработки древесины. Программная цель САФУ — обеспечение инновационной, научной и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических интересов России в Арктике путем создания системы непрерывного профессионального образования, его интеграции с наукой и производством, стратегическим партнерством с бизнес-сообществом. Добиться этого без участия РАН, ее Уральского отделения, Архангельского НЦ невозможно. Неслучайно к созданию нового университета на Севере прямое отношение имеют академики Ж.И. Алферов, Г.А. Месяц, В.А. Черешнев, В.Н. Чарушин, уже подписаны соглашения о взаимодействии, а проректором САФУ по науке назначен директор академического Института экологических проблем Севера доктор наук К.Г. Боголицын. Среди направлений интеграции названы работа межвузовской кафедры, диссертационных советов, совместные исследования по разной тематике, экспедиционная деятельность, имеющая в Арктическом регионе особое значение, деятельность научно-образовательных центров и центра коллективного пользования оборудованием, проведение совместных конференций, семинаров, школ молодых ученых и другие. Елена Владимировна рассказала о конкретном наполнении каждого, перспективах их расширения. Завершился доклад приглашением собравшихся в Архангельск на торжества, посвященные 300-летию М.В. Ломоносова, которое будет отмечаться в будущем году. Смысл их — стимулировать развитие науки и образования на родине основателя РАН и Московского университета.
 

Генеральный директор — генеральный конструктор Государственного ракетного центра имени академика В.П. Макеева член-корреспондент РАН В.Г. Дегтярь (г. Миасс) выступил с докладом «Создание ракетно-космических технологий на базе кооперации с научными учреждениями УрО РАН и вузами». Он рассказал об уже выполненных совместных разработках, о задачах, которые предстоит вместе решить. Кроме прочего, одно из названных перспективных направлений деятельности ГРЦ — технологии в сфере альтернативной энергетики, в частности ветроэнергетики, вплоть до создания ветроэлектростанций. Владимир Григорьевич предложил создать в рамках Челябинского научного центра подразделение ракетной техники, к работе которого могут быть привлечены и вузы.
 

Динамика Сибири

Далее слово было предоставлено представителям Сибирского региона. Заместитель председателя СО РАН академик М.И. Эпов сделал развернутый обзор интеграции Сибирского отделения с высшими учебными заведениями в динамике. Масштабы ее, как и самого края, впечатляют. Академический сектор активно включен в систему непрерывного образования со школьной скамьи до подготовки специалистов, востребованных рынком, наукоемким в частности. Центром этой работы является Новосибирск (достаточно сказать, что в Новосибирском госуниверситете 80% преподавателей — сотрудники институтов СО, 55 из них члены РАН, всего же в городе 25 вузов), но и в других районах положение, похоже, лучше, чем в целом по стране. Михаил Иванович на конкретном материале показал, как обстоят дела в Томском, Омском, Иркутском, Кемеровском, Красноярском, Тюменском, Якутском научных центрах, в Алтайском крае. Основной вывод — интеграция жизненно необходима как вузам, так и институтам РАН: она способствует росту качества выпускаемых специалистов, повышает результативность исследований, но здесь есть ряд системных проблем. Так, англо-саксонская система исследовательских университетов, которую пытаются копировать в России, формировалась веками, у нас иной исторический опыт, его надо учитывать. К тому же западные университеты достаточно самостоятельны финансово, а вновь создаваемые наши полностью зависят от бюджета, что может неблагоприятно отразиться на их развитии. Болезненные вопросы — неравномерное сочетание исследовательской и учебной нагрузки на наших преподавателей, несовершенство законодательной базы для инновационной деятельности.
 

Продолжая тему, председатель совета научных центров СО РАН академик В.Ф. Шабанов говорил о наполнении вузовско-академических связей, более подробно остановившись на опыте Красноярского научного центра. Так, в крае ведется активная работа по вовлечению молодежи в «инноваторство». Яркий пример — принятое решение о создании с помощью академических ученых в 2008–2015 гг. серии студенческих малых космических аппаратов. Как выяснилось, сибиряки уже опробовали на себе финансовые механизмы поддержки прикладной науки. В частности в Томске эффективно действует система налоговых льгот, принятая недавно в иннограде Сколково.
 

Завершил «сибирский» раздел докладов первый проректор СибФУ (также Красноярск) В.И. Колмаков. По словам Владимира Иннокентьевича, Сибирский федеральный — самый динамично развивающийся вуз страны, образованный и действующий в теснейшей кооперации с Академией наук. Проект его создания на базе четырех красноярских вузов прошел академическую экспертизу, а уже в 2007 стартовала программа взаимодействия научных организаций СО РАН и Сибирского федерального университета. Она включает множество направлений: кроме центра коллективного пользования оборудованием это и программа привлечения визит-профессоров, и совместные кафедры, и работа над общими исследовательскими и инновационными проектами, и многое другое. А редколлегию научного журнала СибФУ составляют исключительно члены РАН.
 

Масштабы Дальнего Востока

Обстоятельный доклад о взаимодействии с высшей школой Дальневосточного отделения РАН сделал заместитель председателя ДВО академик А.В. Адрианов. Начал Андрей Владимирович с тезиса о том, что основной движущей силой преобразования страны и становления ее на инновационный путь развития является «экономика знаний». На Дальнем Востоке в формировании интеллектуальной среды и подготовке кадров высшей квалификации для такой экономики ДВО РАН играло и играет определяющую роль. Сотрудники Отделения обеспечивают учебный процесс в 47 вузах и их филиалах огромного региона, включающего Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Сахалинскую, Магаданскую, Амурскую, Еврейскую автономную области. Формы этого обеспечения самые разные: непосредственное участие сотрудников в педагогическом процессе , базовые кафедры, научно-образовательные центры, центры коллективного пользования, руководство подразделениями вузов, проведение регулярных занятий непосредственно в институтах ДВО, организация учебных и производственных практик, возможность использования научного флота (специфически дальневосточная возможность), довузовское обучение, профориентационная деятельность и многое другое. Докладчик наглядно, с помощью цифр и графиков показал масштабы каждого направления, обозначил тенденции и динамику процесса. Особо он остановился на проекте создания уникального Тихоокеанского научно-образовательного центра (ТНОЦ), в состав которого войдут Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и научный парк Российской академии наук в составе группы институтов ДВО РАН. Это — новейшая форма интеграции, рожденная в русле идеологии руководства страны. Перечень новых институтов РАН на острове Русский был предложен Дальневосточным отделением, исходя из анализа наиболее актуальных региональных проблем и необходимости обеспечения реальных потребностей развивающихся в регионе отраслей экономики. Структура новых подразделений ДВО РАН предусматривает широкие возможности их активного вовлечения в обеспечение качественного образовательного процесса.
 

 

Фото С. НОВИКОВА.

 

Фото С. НОВИКОВА.


Обзор подготовили
А. ПОНИЗОВКИН и А. ЯКУБОВСКИЙ
Фото С. НОВИКОВА
 

Окончание в следующем намере
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Октябрь 2010 г. № 23-24 (1027)

19.11.10

 Рейтинг ресурсов