Фотобиография с историей |
Анатолий Грахов. Фотобиография /А. Грахов. —
Екатеринбург: Изд-во «ОМТА». — 236 с.: ил.
Седьмой по счету альбом работ ветерана
уральской фотодокументалистики Анатолия Андреевича Грахова можно назвать
итоговым — но лишь на сегодняшний день, поскольку 87-летний автор
по-прежнему бодр, энергичен и самое главное, всецело предан делу своей
жизни. Смысл жизни для него по-прежнему — в работе, в богатейшем архиве
снимков более чем за полвека, в друзьях-единомышленниках. Таковыми явились в
данном случае сотрудники издательства «ОМТА», совместно с автором
разработавшие концепцию альбома. От предыдущих изданий он отличается не
столько по содержанию-наполнению, сколько концептуально: в «Фотобиографии»
решено было воспроизвести жизнь мастера не только с помощью рассказа о нем,
иллюстрированного портретами «героя». В книге его судьба показана и
опосредованно — через снятые им в разные годы моменты жизни народа, страны,
да и мира в целом, поскольку хорошая документальная фотография — как
произведение искусства — дает почувствовать взаимосвязь и частного и общего,
провинциального, общенационального и вспланетного…
Для понимания творческого метода Грахова важно,
что прежде всего он — газетчик, газетчик «до мозга костей»: взгляд его
цепок, внимание сосредоточено на событии, на сюжете, ритм собственной жизни
ускорен — но лишь для того, чтобы не отстать от жизни окружающей.
Черно-белые снимки ассоциируются в нашем сознании в первую очередь с
хроникой, документом. Собранные в книгу, они остаются документом, но «в
цепи», в соседстве друг с другом приобретают новые нюансы смысла. Альбом «Фотобиография»
охватывает все важнейшие для Анатолия Андреевича темы: память о Великой
Отечественной войне, прискорбно непрерывное сосуществование войны и мира как
на планете, так и в сердце человека; сущность и красота мирной жизни (их
фотокор Грахов, без сомнения, видит в лучших проявлениях человеческого в
человеке и в созидательном труде) и, наконец, — портреты современников, лица
и судьбы… Темы, уже знакомые по прежним персональным выставкам и изданиям
репродукций, но в этом альбоме наконец-то снабженные подробным комментарием
редактора-составителя Аркадия Застырца. Еще не так давно, в бытность свою
редактором «Науки Урала» он по должности отдавал корреспонденту Анатолию
Грахову распоряжения, а по сути — учился у него, подмечая качества
настоящего журналиста.
С формальной точки зрения, А. Застырец лишь по
возможности точно постарался пояснить содержание снимков (снабдил портреты
знаменитостей фактами их биографий, «видовые» и «производственные» кадры —
минимумом сведений о том, чем жила страна в те или иные годы). Но поскольку
работу пришлось проделать действительно немалую, а фотолетопись Среднего
Урала в исполнении Анатолия Грахова охватывает 1950–2000-е годы, то
получилась действительно хроника нескольких десятилетий. В первом разделе
альбома «Детство, юность, война» показан путь воина-связиста, а также, в
фотоработах мирных лет, — его ненависть к войне и любовь к
братьям-фронтовикам, ветеранам. Следующий раздел, названный «Лица эпохи»,
показался мне наиболее интересным. Снимки выдающихся политиков, ученых,
литераторов, артистов не всегда можно назвать портретами, но почти всегда в
них удачно сочетаются два подхода: репортёрский и художественный. Камера
Грахова не только «ловит момент», но и подмечает характер, передает его
эмоциональный «градус». А комментатор, в свою очередь, также стремится уйти
от формальной характеристики исторических лиц, на каждого взглянуть по
возможности непредвзято, учитывая течение времени и относительность
некоторых оценок.
В альбоме нашлось место страницам истории
Свердловска-Екатеринбурга, транспорта, промышленных и сельских предприятий
Среднего Урала, впечатлениям от поездок в дальние страны, лицам родных и
близких друзей — вся, по выражению А. Застырца, «жизнь сотрудника
всепобеждающего света» проходит перед нами. Но объединяет разнообразные и
разновеликие кадры-факты, кадры-размышления, кадры-настроения одно:
авторский взгляд Анатолия Грахова. А взгляд этот всегда прикован к человеку
— в работе, в действии, в движении (здесь можно говорить и о движениях
сердца, а также мысли). «В своей работе, — утверждает он в комментариях к
снимкам, — я всегда стремился показать человека труда, его тревоги и
радости, важнейшие в его жизни моменты… Мой век был веком созидания».
Сегодня Анатолию Андреевичу тяжело быть свидетелем сокращения производства,
упадка сельского хозяйства, непрестижности рабочих, да и инженерных,
профессий. Однако сам он верен позиции созидателя, патриота и гражданина. К
делу он по-прежнему относится «как солдат к выполнению солдатского долга»—
по выражению поэта Майи Никулиной, также его коллеги по редакции «Науки
Урала», приветствовавшей альбом «Фотобиография» на презентации, состоявшейся
в Музее писателей Урала. При небольшом тираже книги все же есть надежда что,
замеченная и отмеченная уже в момент выхода, она порадует читателей и
останется яркой страницей в документальной биографии не только Урала, но и
всей страны.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Ноябрь 2010 г. № 26-27 (1029) |
03.12.10