Фотобиография с историей

 

 

Анатолий Грахов. Фотобиография /А. Грахов. — Екатеринбург: Изд-во «ОМТА». — 236 с.: ил.
 

 

Седьмой по счету альбом работ ветерана уральской фотодокументалистики Анатолия Андреевича Грахова можно назвать итоговым — но лишь на сегодняшний день, поскольку 87-летний автор по-прежнему бодр, энергичен и самое главное, всецело предан делу своей жизни. Смысл жизни для него по-прежнему — в работе, в богатейшем архиве снимков более чем за полвека, в друзьях-единомышленниках. Таковыми явились в данном случае сотрудники издательства «ОМТА», совместно с автором разработавшие концепцию альбома. От предыдущих изданий он отличается не столько по содержанию-наполнению, сколько концептуально: в «Фотобиографии» решено было воспроизвести жизнь мастера не только с помощью рассказа о нем, иллюстрированного портретами «героя». В книге его судьба показана и опосредованно — через снятые им в разные годы моменты жизни народа, страны, да и мира в целом, поскольку хорошая документальная фотография — как произведение искусства — дает почувствовать взаимосвязь и частного и общего, провинциального, общенационального и вспланетного…
 

Для понимания творческого метода Грахова важно, что прежде всего он — газетчик, газетчик «до мозга костей»: взгляд его цепок, внимание сосредоточено на событии, на сюжете, ритм собственной жизни ускорен — но лишь для того, чтобы не отстать от жизни окружающей. Черно-белые снимки ассоциируются в нашем сознании в первую очередь с хроникой, документом. Собранные в книгу, они остаются документом, но «в цепи», в соседстве друг с другом приобретают новые нюансы смысла. Альбом «Фотобиография» охватывает все важнейшие для Анатолия Андреевича темы: память о Великой Отечественной войне, прискорбно непрерывное сосуществование войны и мира как на планете, так и в сердце человека; сущность и красота мирной жизни (их фотокор Грахов, без сомнения, видит в лучших проявлениях человеческого в человеке и в созидательном труде) и, наконец, — портреты современников, лица и судьбы… Темы, уже знакомые по прежним персональным выставкам и изданиям репродукций, но в этом альбоме наконец-то снабженные подробным комментарием редактора-составителя Аркадия Застырца. Еще не так давно, в бытность свою редактором «Науки Урала» он по должности отдавал корреспонденту Анатолию Грахову распоряжения, а по сути — учился у него, подмечая качества настоящего журналиста.
 

С формальной точки зрения, А. Застырец лишь по возможности точно постарался пояснить содержание снимков (снабдил портреты знаменитостей фактами их биографий, «видовые» и «производственные» кадры — минимумом сведений о том, чем жила страна в те или иные годы). Но поскольку работу пришлось проделать действительно немалую, а фотолетопись Среднего Урала в исполнении Анатолия Грахова охватывает 1950–2000-е годы, то получилась действительно хроника нескольких десятилетий. В первом разделе альбома «Детство, юность, война» показан путь воина-связиста, а также, в фотоработах мирных лет, — его ненависть к войне и любовь к братьям-фронтовикам, ветеранам. Следующий раздел, названный «Лица эпохи», показался мне наиболее интересным. Снимки выдающихся политиков, ученых, литераторов, артистов не всегда можно назвать портретами, но почти всегда в них удачно сочетаются два подхода: репортёрский и художественный. Камера Грахова не только «ловит момент», но и подмечает характер, передает его эмоциональный «градус». А комментатор, в свою очередь, также стремится уйти от формальной характеристики исторических лиц, на каждого взглянуть по возможности непредвзято, учитывая течение времени и относительность некоторых оценок.
 

В альбоме нашлось место страницам истории Свердловска-Екатеринбурга, транспорта, промышленных и сельских предприятий Среднего Урала, впечатлениям от поездок в дальние страны, лицам родных и близких друзей — вся, по выражению А. Застырца, «жизнь сотрудника всепобеждающего света» проходит перед нами. Но объединяет разнообразные и разновеликие кадры-факты, кадры-размышления, кадры-настроения одно: авторский взгляд Анатолия Грахова. А взгляд этот всегда прикован к человеку — в работе, в действии, в движении (здесь можно говорить и о движениях сердца, а также мысли). «В своей работе, — утверждает он в комментариях к снимкам, — я всегда стремился показать человека труда, его тревоги и радости, важнейшие в его жизни моменты… Мой век был веком созидания». Сегодня Анатолию Андреевичу тяжело быть свидетелем сокращения производства, упадка сельского хозяйства, непрестижности рабочих, да и инженерных, профессий. Однако сам он верен позиции созидателя, патриота и гражданина. К делу он по-прежнему относится «как солдат к выполнению солдатского долга»— по выражению поэта Майи Никулиной, также его коллеги по редакции «Науки Урала», приветствовавшей альбом «Фотобиография» на презентации, состоявшейся в Музее писателей Урала. При небольшом тираже книги все же есть надежда что, замеченная и отмеченная уже в момент выхода, она порадует читателей и останется яркой страницей в документальной биографии не только Урала, но и всей страны.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

Анатолий Грахов. Фотобиография /А. Грахов. — Екатеринбург: Изд-во «ОМТА». — 236 с.: ил.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Ноябрь 2010 г. № 26-27 (1029)

03.12.10

 Рейтинг ресурсов