Высшая школа: обгоняем, не догнав? |
Заметным событием I международной
научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и
производства — стратегия развития инновационной экономики» стало заседание
Уральского научно-исследовательского института человека на тему «Образование
— основа модернизации экономики».
Практически все постоянные члены этого
интеллектуального клуба и слушатели, заполнившие аудиторию в Уральском
государственном экономическом университете (преподаватели и студенты, а
также участники форума из России, Казахстана, Украины, Эстонии, Чехии,
Германии), имеют самое непосредственное отношение к высшему образованию, то
есть воистину говорили о наболевшем.
Какие тенденции формируют проблему? По мнению
ведущего заседание академика В.А. Черешнева, борьба за интеллектуальный
ресурс — один из глобальных вызовов, причем это единственный (в отличие от
природных, энергетических, человеческих и др.) ресурс, пока окончательно не
поделенный между сильными мира сего. Мировой рынок образовательных услуг на
сегодняшний день составляет $100 млрд, и в дальнейшем будет только расти.
«Интеллектуальная элита определяет будущее нации, следовательно, образование
— один из приоритетов национальной безопасности», — напомнил д-р физ.-мат.
наук С.Ф. Борисов (УрГУ), а профессор К. Рихтер (Германия) добавил, что в
принципе стратегию образования определяет государственная политика, это —
одно из проявлений политики как таковой. По словам ректора УрГЭУ М.В.
Федорова, образование является также инструментом международной конкуренции.
На то, что кризис образования — свидетельство системного кризиса в обществе,
указали проректор Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей П. Мингалев
и ректор таллиннского Института экономики и управления Х.З. Барабанер.
О причинах и проявлениях этого кризиса говорили
практически все выступавшие, наиболее серьезными недостатками высшего
образования в России называя его повсеместную формализацию, а также
нарушение баланса гуманитарных и естественных наук в учебных программах:
наблюдается явное «перепроизводство» гуманитариев (в особенности невысокого
профессионального уровня) в ущерб специалистам в области естественных и
точных наук, а главное — инженерному корпусу. Страна остро нуждается в
модернизации промышленности, которую непосредственно на производстве некому
осуществлять. Вновь звучала критика единого государственного экзамена.
Подготовка к нему, по выражению философа и литератора В.П. Лукьянина,
замещает творческое мышление «кроссвордным». Обсуждалось и право учащихся на
выбор основных предметов, вообще этика определения степени свободы студента
в процессе обучения и связанная с этим проблема роли, ответственности и
уровня квалификации преподавателя, а также престижа этой профессии в
обществе.
По моему впечатлению, перечисление недостатков
и проблем в выступлениях явно преобладало над примерами реализации
конструктивных идей. Примерно в середине заседания эту тенденцию отметил
Курт Рихтер, профессор Европейского университета Виадрина. Он призвал
ораторов, ратующих за возвращение системы образования, принятой в СССР (а то
и в Российской империи — звучали и такие призывы) помнить о том, что
студенты, как и в целом молодые россияне, живут не только в своей стране, но
и в мире, в котором остается все меньше границ. Нужно повернуться лицом к
мировым тенденциям; ученым, в частности, — шире публиковаться в
международных реферируемых журналах.
На чем же, по мнению собравшихся, должна
базироваться модернизация отечественного образования?
В.П. Лукьянин обратился к философским принципам
обучения как передачи совокупности знаний. Базой для системного образования
он назвал традицию, и прежде всего духовные и нравственные ценности. Его
поддержал профессор Казахского университета экономики, финансов и
международной торговли А.О. Темирбулатов: «Категория функциональной
грамотности — что значит она для настоящего и будущего? Нравственная
экономика — вот что сегодня важно для нашей страны (скорее всего, оратор
подразумевал пространство СНГ), а в деле нравственного воспитания неоценима
роль сохранения богатств русского языка». Наиболее эмоционально эта тема
прозвучала в выступлении Х.З. Барабанера: «По существу, идет борьба двух
идеологий воспитания современного человека: либо это будет homo faber,
специалист без души, либо человек нравственный. Мир находится в
полисистемном кризисе, и нужно новое гуманистическое мировоззрение,
поскольку на сегодняшний день мы утратили единство знаний и духа. Инновация
— это всегда творчество, а творчество не может быть безнравственным, и
задача высшей школы — готовить делового интеллигента».
М.В. Федоров подчеркнул, что образование
сегодня должно способствовать передаче ситуативных знаний и операционных
навыков, и формально государственная политика (поддержка инновационных
вузов) направлена именно на это. Практически же предстоит огромная работа:
повышение конкурентоспособности, развитие дистанционного образования,
совершенствование управления учебными заведениями в регионе.
Председатель комитета по промышленной политике
Палаты представителей законодательного собрания свердловской области А.В.
Сысоев ратовал за восстановление системы непрерывного и дополнительного
образования, в том числе и повышения квалификации самих педагогов, а также
государственных чиновников и управленцев.
Итог заседания подвел В.А. Черешнев. Он
напомнил, что развитые страны сегодня на 15–20 % живут уже в условиях 6-го
экономического уклада, базирующегося на нано-, био-, информационных и
когнитивных технологиях. России нужно воспользоваться тактикой, принцип
которой сформулировал некогда И.В. Курчатов: «обгонять не догоняя». [Но не
этому ли принципу мы по сути и следуем с 1920-х годов, что и привело к краху
советской экономики? — Е.И.]. Валерий Александрович в качестве экскурса в
прошлое российской науки и высшего образования использовал страницы
биографии знаменитого хирурга Н. Пирогова, показав преимущества глубоко
нравственного отношения к делу. «Самое главное, — заключил он, — то, что не
поддается пересчету и не измеряется, но без чего нет ни человека, ни
творчества, ни судьбы» — то, что и должно стать идеологией для своей, не
заемной, стратегии обновления и дальнейшего поступательного движения всех
сфер жизни общества в России.
На фото:
выступает Курт Рихтер.
А.О. Темирбулатов.
У стендов, представляющих участников конференции.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Февраль 2011 г. № 03-04 (1033) |
18.03.11