С.С. Алексеев: "Право - предназначение" |
Лауреат Демидовской премии 2010 года,
выдающийся правовед, член-корреспондент РАН С.С. Алексеев по объективным
причинам с публичной лекцией не выступал. Однако, как выяснилось позже,
Сергей Сергеевич подготовил специальный «демидовский» доклад, текст которого
любезно передан в редакцию нашей газеты. Как сказано во вступительном слове,
речь в нем «идет о праве: его смысле и предназначении, месте и роли в жизни
людей — о том предмете, вклад в развитие которого, как следует из
официальных материалов, и послужил основанием столь высокой оценки моего
труда». Доклад представляет собой краткое изложение основной идеи,
содержащейся в монографиях и иных работах автора, изданных за последнее
время. К сожалению, газетный формат не позволяет опубликовать этот труд
полностью, поэтому, выражая Сергею Сергеевичу огромную благодарность за
проделанную работу, с некоторыми сокращениями предлагаем вниманию читателей
два ее заключительных раздела, главным образом посвященных будущему.
Право — обитель и гарант свободы
Практика и исторические примеры. На
первый взгляд, факты юридической жизни (императивные решения судейской
власти, юридические обязанности, возложение запретов, всякого рода
формалистические сложности и все, что обычно соотносится с юридической
материей) — явления сугубо деловые, практические. Словом, проза жизни. И все
это крайне необходимо для твердых решений конфликтов, строгой определенности
складывающихся отношений, их гарантированности и прямо продиктовано
требованиями цивилизации.
А тут вдруг (на тебе!) — свобода человека, его
самостоятельность, активность, к которым устремлена по своей особой логике
эта же самая правовая материя!
И существуют... безупречные, исторически
достоверные фактические подтверждения указанной особенности юридической
материи. Это юридические системы Древнего Рима и Англии.
Ведь
это только в «золотые века» римской юриспруденции, во II — III вв. н. э., в
сочинениях и сентенциях выдающихся римских правоведов-классиков нормы и
принципы частного права стали связывать со свободой людей, другими высокими
духовными ценностями. Утверждать, в частности, что «Legum servi esse debemus,
ut liberi esse possimus» («Нужно подчиняться законам, чтобы быть свободным»)
или что «Jus est ars boni et aequi» («Право — это искусство добра и
справедливости»). А до этого, на протяжении почти тысячелетия, да и позже,
во время формулирования такого рода сентенций вся римская юриспруденция
сплошь представляла собой бытовую и деловую прозу — споры по имуществу и
сделкам, судебные прецеденты по различным категориям юридических дел,
обычаи, законодательные сенатские установления и преторские эдикты по
отдельным юридическим частностям и т. д. По сути дела, это житейская и
официальная практика, юридическая конкретика и казуистика, к тому же по
большей части жестко заформализованная, причем до такой степени, что
формуляры и иски, содержащиеся в них юридические конструкции заслоняли
реальную правовую жизнь и деловую практику (по одной из древнеримских
сентенций, «Quod non est in actis, non est in mundo» — «Чего нет в
документах, того нет на свете»). И надо же, именно эта многовековая сугубо
прозаическая юридическая конкретика — именно она и ничего более — стала
основанием для приведенных выше и иных суждений правоведов, связывающих
право со свободой человека, добром и справедливостью!
Но приведенные исторические данные — это не
только надежные, на мой взгляд, безупречно точные свидетельства того, что в
самой реальной правовой материи действительно заложены высокие
общечеловеческие начала свободы и справедливости (что, помимо всего иного,
предопределяет исключительную специфику правовых понятий, входящих в
содержание материи права). Не менее важны эти данные и для понимания того
существенного обстоятельства, что именно в праве свобода людей находит свою
обитель, гарантирование, получает реальный и обеспеченный характер и плюс к
тому еще сообразно своей неотделимости от «собственного» содержания права,
его структуры обретает такие особенности, когда она:
во-первых, существует в виде субъективных прав
и, значит, всегда в строго определенных границах («мере»), что позволяет
отсечь от свободы и активности человека их крайние, негативные проявления, в
первую очередь такие, как произвол, своеволие;
во-вторых, выражается в четкой юридической
материи, в ее структурах, юридических конструкциях, которые позволяют не
только делать свободу человека реальной, но и на практике переключить
свободу (произвол) людей в деловую активность, в творческое созидательное
дело.
Некоторые выводы. Отмеченные в
предшествующем изложении характеристики права при всей их немалой, порой
возвышенной авторской оценке все же не более чем факт и возможность. Факт,
что элементы правовой материи стягиваются к субъективным правам. Возможность
того, что с этим фактом связана свобода в праве и, отсюда, оптимистическая
перспектива в развитии права, его существенная роль в прогрессивном
общественном развитии, в его судьбе.
Конечно, нельзя упускать из поля зрения и то,
что отмеченные «факт» и «возможность» по своим потенциям таковы, что они
могут быть использованы в негативных целях, сопряжены с явлениями
социального регресса, поставлены на службу реакционным силам и целям. Ведь
что ни говори, диктаторские полномочия авторитарного правителя могут быть
сконструированы таким образом, что они имеют вполне законный характер и в
этом отношении согласуются с центральным положением в правовой структуре
субъективных прав. Точно так же (как свидетельствует опыт приватизации в
России в 1992–1996 гг.) определенный круг правомочий при неразвитой
юридической системе может стать звеном в процессе, приводящем к формированию
посткоммунистической олигархической социальной системы.
Тем не менее особенности правовой материи, да и
общеизвестные исторические данные свидетельствуют о том, что по самой своей
природе право настроено на прогрессивное развитие — оптимистическую
перспективу, отвечающую общим тенденциям развития человеческого сообщества.
Что оно, право, и есть то рожденное самой историей социальное образование,
которое, несмотря на все иные его характеристики (преобладающий массив
обязывающе-запретительных норм, сугубо деловая, прозаическая практика),
призвано по самому своему существу, своей особой логике служить людям, их
достоинству, неотъемлемым правам и свободе.
Вот одна из иллюстраций на этот счет. Пример,
пожалуй, в чем-то, рискну сказать, поистине фантастический, когда, казалось
бы, сугубо техническая конструкция, известная в юриспруденции с давних
времен, касается гуманитарных ценностей, получающих признание только в самые
последние годы.
Речь идет о конструкции владельческой защиты,
также утвердившейся с античных времен в практике юриспруденции. Суть этой
своеобразной (даже, казалось бы, нелогичной) конструкции в том, что
фактический владелец вещи, независимо от того, есть или нет у него оснований
на такое владение, и даже при серьезных сомнениях на этот счет имеет в более
или менее развитой юридической системе право на защиту своего владения, в
том числе и в отношении законного собственника. Какова причина такого
порядка? В этом уже десятилетия разбирается юридическая наука. Быть может,
это просто защита, так сказать, промежуточного порядка до окончательного
решения суда? «Неизбежное зло», как полагал знаменитый немецкий юрист Р.
Иеринг в отношении «владельцев неправомерных»? Какое-то иное чисто
прагматическое или социальное основание?
Только в ХХ в. стала обнаруживаться глубокая
гуманитарная суть рассматриваемой юридической конструкции (которая
по-настоящему, как это ни парадоксально, может быть понята, пожалуй, только
сейчас, в наши дни). Вот что сказал наш отечественный правовед И. А.
Покровский по этому вопросу: «...для частных лиц фактическое господство
владельца должно быть неприкосновенным; этого (внимание! – С. А.) требует
растущее уважение к человеческой личности, этого требует истинно культурный
строй отношений между людьми». И далее: «Поэтому, если для Иеринга защита
владельцев неправомерных является лишь неизбежным злом... то нам она
кажется, напротив, кульминационным пунктом основной идеи. Именно по
отношению к этим владельцам принцип уважения к человеческой личности
подвергается наибольшему искушению, и потому охрана даже этих владельцев
является его наивысшим торжеством». А вот завершающий вывод: «Как бы то ни
было, но во всяком случае ясно одно: в институте защиты владения дело идет
не о собственности и вообще не о таком или ином имущественном праве, а о
начале более высоком и идеальном — о насаждении уважения к человеческой
личности как таковой» (Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права.
М.: Статут, 1998. С. 228).
Самое же поразительное, что конструкция
«владельческая защита» — это, как принято считать, всего лишь заскорузлая
юридико-техническая деталь, некий формалистический изыск, элемент схоластики
(надо же! предоставлять какому-то фактическому владельцу защиту даже против
«законного собственника»!), да плюс к тому конструкция, сложившаяся в
исторических условиях прежних эпох, когда высокие гуманитарные идеалы,
«обнаруженные» только в ХХ в., даже в передовых философских разработках
прошлого в лучшем случае только намечались.
Подобные «прорывы в будущее» касаются и
юридических разработок современности.
Не менее примечательно то, что даже, казалось
бы, весьма абстрактные юридические конструкции содержат значительное
интеллектуальное богатство, а отсюда — существенные резервы (нередко не
имеющие альтернативы, уникальные), позволяющие решать сложные
демократические и гуманитарные проблемы современности. Так, оказывается, что
конструкция «общий принцип с исключением» — и это уже во многом
реализовалось в документах о правах человека — представляет собой по сути
единственную правовую форму, обеспечивающую перевод на язык права основных
гуманитарных ценностей и идеалов. Конструкция «исчерпывающий перечень» уже
сейчас (даже без углубленной ее проработки) справедливо понимается в
законотворческой деятельности как правовая форма, которая может служить
преградой к произволу, самовластию чиновников и произвольным действиям иных
лиц.
Можно уверенно предположить, что развитие
юридической науки и повышение юридической культуры в практической
деятельности, ее конструктивное совершенствование позволят увидеть
существенный интеллектуальный капитал, заложенный во многих других
юридических формах, которые раскрывают свои ценности при решении современных
задач. В частности, обеспечение независимости и суверенности отдельных лиц
(при помощи конструкции «абсолютные права» в различных ее модификациях) или
надежное достижение необходимого социального результата минуя
бюрократические процедуры (при помощи конструкции автоматического
наступления предусмотренных в законе последствий) и т. д.
А в этой связи нет никакой загадки в том, что
правовая материя, как свидетельствуют фактические данные, сопротивляется,
протестует против ее использования в реакционных, иных неадекватных праву
целях. И когда подобное использование правовой материи все же происходит,
например, при реакционных режимах, она деформируется, не обретает качества
права в строгом значении, становится одной лишь его видимостью или
юридическим уродцем — правом власти.
Как свидетельствует жизненная практика, в
обществах, в которых нарастают авторитарные элементы, официальная лексика
начинает избегать даже самого слова «право» (заменяя его повсеместно
термином «закон», который, как известно, может быть и формой
государственного своеволия, порой произвола). Весьма примечательно, что
когда в России в 2003–2005 гг. сообразно объявленному принципу укрепления
вертикали власти стали все более утверждаться известные авторитарные
принципы в государственном управлении, то синхронно, шаг в шаг стал исчезать
из официального обихода сам термин «право».
И напротив, правовая материя сама идет
навстречу гуманитарным ценностям: оптимально отработанные юридические
конструкции с такой легкостью (с охотой) воспринимают положения, связанные
со свободой людей.
Изложенные выше характеристики приобретают еще
более основательный характер, если согласиться на основе приведенных данных
с тем, что в правовой материи заложена своя заданность: цепочки правовых
средств объективно выстраиваются от одного из исходных начал правовой
материи — юридических дозволений — в направлении субъективных прав, свободы
и активности людей.
Перспектива
Борьба за право. Этот доклад по
авторскому замыслу и сути рассматриваемых проблем призван поддержать
настроение оптимизма и веры в право, в оптимистическое будущее людей, всего
человеческого сообщества, для нас, в России — в преодоление бед и проклятий
прошлого и выход с помощью продуманных реформ и потенциала права на уровень
современной цивилизации, модернизации, устойчивого и нарастающего
экономического и социального развития.
Но в завершение краткого рассказа о силе и
предназначении права приходится с некоторой жесткостью расставить отдельные
акценты и сказать, что право в том виде, в каком оно сообразно своим идеалам
и ценностям обрисовано в докладе, не состоится (со всеми негативными в этом
случае последствиями и несбывшимися надеждами), если повсеместно, всем миром
не повести целенаправленную, бескомпромиссную борьбу за право в его высших
гуманистических и конструктивных характеристиках.
И дело не только в том, что право, по словам
знаменитого немецкого правоведа Р. Иеринга (на мой взгляд, юриста от Бога,
одного из немногих мыслителей-правоведов, глубоко и тонко понимающих сам
феномен юридической материи), не в пример растению, произрастает не само
собой, не само по себе раскрывается в истории.
Необходимость последовательной борьбы за право
в современных условиях предопределяется тем, что ему, праву, и в особенности
праву, которое должно служить человеку, противостоят могущественные
противоборствующие силы. Силы, скажем так, антиправовые по своей сути. То
есть такие, для которых право представляет собой ненужное и даже вредное
явление. А если в чем-то нужное и полезное, то не в развитом виде, не в
предназначении служить человеку в сообществе разумных существ, но всего лишь
в своих усеченных, ограниченных качествах. Главным образом в виде права
власти, верной и безропотной служанки могущественных экономических и
политических сил, крыши для оправдания любого своеволия, некоего сугубо
оформительского служебного подсобного инструментария в политической и
деловой жизни, где решающую роль играют власть и собственность.
Борьба за право, это трудное во всех своих
проявлениях дело содержит ряд составляющих, которые охватывают и уровень
развития институтов гражданского общества, и состояние культуры и
гражданственности в стране, и характер утвердившейся политической власти, и
темпы экономического развития, и особенности всего общественного сознания, и
многие другие факторы, касающиеся в сущности всех сторон развития общества.
Но при всей важности только что отмеченных и
других факторов хотелось бы выделить ключевое звено. Это интенсивная
разработка и внедрение в жизнь общества идей права, обретение ими высокого
научного и гражданственного признания. Идеи права в современном их понимании
достойны того, чтобы они стали одним из центров интеллектуальной, духовной
жизни общества, ничуть не уступающим науковедческому статусу передовых
естественнонаучных и технических знаний.
Ведь общества, в которых утверждаются
последовательно демократические цивилизации, — это постиндустриальные,
технологически и информационно развитые общества и в не меньшей мере
общества свободные, самоуправляющиеся, сутью и стержнем которых становится
право. Право, которое позволяет людям утвердиться в великих демократических
ценностях и, используя могущественный потенциал юридического инструментария,
справиться со всеми негативами, с вырывающейся на простор вольницей, со
вседозволенностью в потребительских страстях, и, таким образом, сделать
свободу в высшем цивилизационном понимании исходным началом и стержнем
достойной жизни людей, обратить ее в человеческую активность, творчество,
свершения ума — основу восходящего развития человеческого рода.
Именно тут можно ожидать утверждения позиций
подвижников, активных и искренних приверженцев идей права, непреклонных
борцов за правовые идеалы и ценности.
И в этой связи требуются понимание, разработка
и использование всего конструктивного потенциала права — уникального
юридического инструментария, юридических механизмов.
Сейчас становится все более очевидным, что
использование потенциала права по запросам и вызовам эпохи не сможет
сколько-нибудь существенно продвинуться вперед, если по-прежнему
ограничиваться одними общими положениями о праве (даже теми, которые
касаются известного поворота в самом его понимании, о котором говорится в
этом докладе). Необходимо основательное проникновение в глубины правовой
материи. А отсюда — в богатейший арсенал юридического инструментария и
правовых механизмов, которые — как все более и более выясняется в настоящее
время — способны обеспечить решение коренных задач экономического,
политического и социального развития.
Не могу не заметить в этой связи, что
определяющую роль в рассматриваемых гранях борьбы за право призваны сыграть
знатоки юриспруденции, овладевшие высотами и тонкостями юридических знаний,
для которых утверждение ценностей и идеалов права в жизни общества стало не
только самой сутью миропонимания и сферой утонченных научных знаний, но и
смыслом жизни, личной судьбы.
И вообще, надо полагать, настало время отдать
должное правовым знаниям как науке высокого прикладного и интеллектуального
значения. И с этих позиций попытаться научно возвысить или хотя бы
приподнять юриспруденцию в глазах тех людей (в том числе и серьезных,
глубоких ученых), которые уверовали, что юриспруденция представляет собой
всего лишь область довольно элементарных, сугубо эмпирических знаний,
связанных главным образом с техникой законоподготовительных работ, текущими
потребностями юридической практики. Или с некими идеологизированными, по
большей части общеизвестными формулами и сентенциями и, увы, с политикой.
А воодушевили меня на все это в личностном
отношении не только превратности собственной судьбы и долг перед моими
учителями, но и мои недавние (по профессиональным причинам) встречи с
крупными учеными из числа математиков и физиков, оказавшимися в первые годы
перемен в Верховном Совете страны и напрямую принимавшими участие в
законодательной деятельности тогдашнего времени. Меня, скажу честно,
поразило, что все они понимают право, а главное, не ведая о прописных
юридических премудростях, не в пример многим из нас, юристов-профессионалов,
«с ходу» постигают тонкости юридической материи.
И именно с той поры меня не покидает мысль: не
свидетельствует ли такое понимание права математиками и физиками о глубоком
единстве всех тех наук, стержень которых образуют «математические
соотношения», построения строгой архитектоники, — наук, которые позволяют
сплавлять требования реальности, опыта и разума в строгие, практически
значимые структуры и конструкции?
Что касается правоведения, то на основании
данных, которым посвящен этот доклад, могу заверить, что и юридическая наука
выходит на новые рубежи постижения своего предмета — права. И в области
юридических наук намечаются передовые идеи, новые, перспективные научные
подходы, основанные на своего рода математическом, точнее —
инструментально-математическом понимании права, тех его особенностях,
которые выражаются в строгих юридических структурах, конструкциях и
реализуются в могущественном потенциале права.
Эти идеи, подходы, на мой взгляд, не только
выводят правоведение на общий уровень современных знаний, но и, по-видимому,
открывают путь к тому, чтобы в полной мере раскрыть действительное значение
права в жизни людей, которое — не исключено — окажется решающим в судьбе
человечества.
Предположение о развитии науки права.
Можно предположить, что в связи с оптимистической перспективой формирования
права в нашем обществе назрела необходимость новой эпохи в понимании права —
такого развития, пожалуй, даже поворота в правопонимании, который бы в
полной мере отвечал принципиально новым потребностям последовательно
демократических цивилизаций.
Уже сейчас, думается, вырисовываются некоторые
направления такого поворота в понимании и характеристиках права, которые
способны преодолеть традиционные трактовки и дать ответ на требования
времени.
О них во многом и говорилось в данном докладе.
Это, в частности:
— характеристика права с мировоззренческих
позиций, то есть его понимание как особого мирозданческого явления —
самостоятельного, самобытного, уникального звена в процессах бытия и
развития человечества. Причем такого звена, которое имеет свои незаменимые
функции и свое предназначение, не сводимое ни к категориям государства, ни к
категориям морали, и, быть может, еще и такого, которое обладает качествами
природного по своим основам, корням явления;
— рассмотрение права как объективной реальности
— сильного и действенного фактора в жизни людей, в самой материи которого
заложена специфическая логика, целеустремленная к свободе человека, его
неотъемлемым правам, их обеспечению;
— понимание права в высших его значениях как
права человека, которое, несмотря на все метаморфозы, «приговорено» служить
людям и, что особо существенно, способно осуществить, казалось бы,
невыполнимую задачу — не только преодолеть негативные стороны величайшего
дара человека — свободы, но и обратить ее в активность человека, его
творчество, свершения ума;
— характеристика права как феномена Разума и
высоких истинно человеческих начал. Причем таких начал (относимых к числу
духовных, идеальных), которые, быть может, наиболее близки к самой сути
человека как высшего, великого создания природы, что и предопределяет саму
возможность оценки права как святыни в жизни человека.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Март 2011 г. № 06-07 (1035) |
25.03.11