Крупный учёный, яркая личность

 

 

Прошло немногим больше пятнадцати лет, как ушел из жизни Альберт Аркадьевич Фотиев, академик Академий технологических и естественных наук РФ, профессор, доктор химических наук, заведующий лабораторией оксидных систем Института химии твердого тела Уральского отделения РАН. 12 апреля ему исполнилось бы ровно восемьдесят, и это хороший повод, чтобы с благодарностью вспомнить крупного ученого, яркую личность.
 

Альберт Аркадьевич Фотиев.

 

В Институт химии УФАН он пришел в 1956 г., еще будучи студентом физтеха УПИ. Долгое время работал под руководством профессора А.К. Шаровой. Основной круг интересов Альберта Аркадьевича — высокотемпературная химия оксидных систем и соединений, еще конкретней — фазовый состав, индивидуальные соединения, диаграммы состояния, кинетика и термодинамика взаимодействия, физические, электрические и другие свойства, разработка технологических приемов получения соединений и материалов, разработка новых и совершенствование устаревших технологических процессов и многое другое.
 

Альберт Аркадьевич стал одним из ведущих химиков страны, широко и глубоко занимавшихся оксидными системами. Много времени он уделял прикладным вопросам, вернее, выбирал такие объекты для исследования, которые могли бы заинтересовать или интересовали производственников.
 

Первая любовь Фотиева — титан. Как тут не вспомнить уральские титаномагнетиты, пигменты, Челябинский лакокрасочный завод, кандидатскую диссертацию, посвященную этой тематике.
 

Вторая любовь Альберта Аркадьевича — ванадий. Это тоже уральское сырье, которое тесно связано с Чусовским и Нижнетагильским металлургическими заводами, легирующими добавками к стали и с его докторской диссертацией.
 

Третья привязанность — ВТСП (высокотемпературные сверхпроводники). Можно дискутировать, будут ли широко использованы ВТСП или не будут, этого не знает никто, но Альберт Аркадьевич, как и многие ученые страны, засучив рукава, сразу же взялся за решение этой проблемы.
 

Можно перечислить множество новых материалов, автором или соавтором которых являлся Альберт Аркадьевич. Это катализаторы, электроды, люминофоры, абразивы, датчики, новые сверхпроводники и т.д. и т.п. — всего не вспомнить. Но по большому счету симпатии Альберта Аркадьевича принадлежали все же фундаментальной академической науке, той науке, которой так много внимания уделяется на Западе и без которой не обходится ни одна отрасль промышленности в России. В этой симпатии Альберт Аркадьевич не всегда признавался даже себе. Тем не менее десятки фазовых диаграмм состояния и новые химические соединения, впервые описанные Альбертом Аркадьевичем, вошли в мировые справочники и широко цитируются — в этом может убедиться каждый. Информация испытана временем.
 

Для всех «ванадистов» нашей страны и за ее пределами А.А. Фотиев был главным научным авторитетом по кислородным соединениям ванадия. 35 лет творчества отдано им химии и технологии V2O5 и ванадатов. Был он также отличным организатором науки, инициатором и постоянным руководителем традиционного совещания по химии, технологии и применению соединений ванадия, провел шесть таких всесоюзных совещаний.
 

В сложной экономической и политической обстановке последних десятилетий Альберт Аркадьевич помогал многим сотрудникам найти душевные силы для того, чтобы, невзирая на обстоятельства, продолжать заниматься научными исследованиями. Постоянный творческий поиск, энтузиазм и инициативность сопровождали всю жизнь А.А. Фотиева. Под его руководством защищено более 40 кандидатских и 9 докторских диссертаций, опубликовано около тысячи научных статей и тезисов, получено около сотни патентов на изобретения.
 

В 2010 году в издательстве Уральского отделения РАН вышла в свет монография «Люминесценция двойных ванадатов», подготовленная коллективом авторов Института химии твердого тела УрО РАН и УГТУ-УПИ имени Б.Н.Ельцина и посвященная светлой памяти Альберта Аркадьевича Фотиева.
 

Многие были знакомы с Альбертом Аркадьевичем лично, и каждый с первых минут общения с ним убеждался, что это был незаурядный человек с большой научной и человеческой интуицией, широкой эрудицией во многих областях знаний. Альберт Аркадьевич был очень разноплановым, многогранным человеком. Мы знали разного Фотиева: на заседании ученого или научного совета, когда своими репликами он зачастую приводил в шок председателя или выступающего (недаром его часто называли «возмутитель спокойствия»); в лаборатории в конце рабочего дня, обложенного кипой рентгенограмм или дериватограмм, дающего кому-то советы или разъясняющего трудный вопрос; за письменным столом, с помощью ручки, ножниц и клея выдающего «на гора» очередную статью или монографию; на лабораторном семинаре или собрании, «полирующего кровь» очередной «жертве»; активно помогающего своим сотрудникам справиться с бытовыми, житейскими или финансовыми трудностями.
 

У одного из наших коллег случилась большая беда. Первым об этом узнал Альберт Аркадьевич. Он сразу приехал домой к коллеге, нашел теплые слова утешения и помог всем, на что был способен.
 

Сотрудники лаборатории, которой заведовал Альберт Аркадьевич, до сих пор помнят его любимые изречения: «хватит руками хлопать по бедрам, пора и за голову браться»; «а вы все на что-то или на кого-то надеетесь, надейтесь только на себя»; «у вас все, как в Советском Союзе»; «не хотите работать в науке — идите торговать газированной водой».
 

Запомнились воспоминания Альберта Аркадьевича. Особенно о том, как он делал кандидатскую диссертацию на подоконнике на четвертом этаже старого здания УФАНа; его выкладки — по сколько статей в год каждому из нас надо публиковать, чтобы Советский Союз выдержал расходы на фундаментальную науку и чтобы не рухнул бюджет государства.
 

С каждым годом все отчетливей понимаешь: Альберта Аркадьевича не забыть. Светлая память о нем останется в сердцах его друзей, коллег и учеников, в его трудах, в истории Института химии твердого тела и всего Уральского отделения РАН.
 

Как хорошо, что он был с нами!
 


Б.В. СЛОБОДИН
 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Апрель 2011 г. № 08-09 (1036)

13.04.11

 Рейтинг ресурсов