Портрет многоликого города |
4 июня в гостиной Екатеринбургского Дома ученых
открылась персональная фотовыставка Михаила Китаева. Михаил — знаковая
фигура в нашем фотопространстве, хотя и остающаяся в тени своих старших
единомышленников. Начинавший в знаменитой «Фотохронике УПИ» (альма-матер
многих уральских фотографов) и не менее известном в свое время слайд-клубе
«Монокль», он так и не ушел в профессионалы, выставляясь исключительно
редко. Но фотографию не забросил: трудно представить Китаева идущим по улице
без неизменного «Никона» в боевом положении.
Любимый вид съемки Китаева — городской пейзаж,
или уличная фотография. Это сложное синтетическое видение, сочетающее в себе
репортажность, жанровость, портретность и собственно пейзажность. Город как
объект съемки чрезвычайно дробное и многоплановое явление: здесь сливаются
воедино здания и дождь, птицы и автомобили, деревья и собаки, девушки и
трамваи… Сложить из этого калейдоскопа портрет города — задача безумно
трудная. Мало просто любить этот участок земли под асфальтом и рельсами,
надо еще исходить его вдоль и поперек: автор подсчитал, что с первого снимка
в далекие уже 70-е он пешком прошел по Екатеринбургу больше восьми тысяч
километров.
— Задача уличного фотографа проста, —
скромно объяснял Михаил во вступительном слове. — Надо увидеть кадр и
дождаться подходящего освещения. А поскольку солнце вручную в нужную точку
не выставишь, приходится ждать. Иногда полчаса. Иногда полгода.
Результат выбранного метода налицо: лично я ни
разу не видел, чтобы еще кто-то так снимал мой родной город. Париж и
Нью-Йорк — видел, но китаевский Екатеринбург на них совершенно не похож.
Вроде бы и приемы те же (открытая композиция, узкая зона резкости,
перспективное совмещение, мотивы воды и света… ну, тут можно до
бесконечности перечислять), а вот лицо города совершенно другое — и в этом
художественной правды куда больше, чем в открыточно-узнаваемых «видовых»
картинках иных мастеров светописи.
На открытии выставки Китаев представил еще и
уникальный бонус: три слайд-фильма, в состав которых вошли и представленные
на выставке работы. Или, может быть, точнее сказать, что это выставка была
отобрана автором из работ, вошедших в слайдфильмы?
Вроде бы — экая невидаль: компьютер есть у
каждого, нажал кнопочку — и картинки побежали по экрану… Только не для
человека, управлявшего спаркой слайд-проекторов в начале 80-х! Сам Михаил
считает, что лишь три-четыре года назад мониторы достигли тех значений по
яркости и контрасту, при которых имеет смысл переносить на них
художественные эксперименты тридцатилетней давности. Собственно, тогда он и
вернулся к слайд-фильмам, вначале восстановив старые работы, а затем и
создав новую серию фильмов. Насколько актуальна эта реанимация ушедшего в
историю вместе со слайдовой пленкой жанра на новой технической основе?
Сказать трудно, но как эксперимент (и вдобавок на очень высоком
художественном уровне) — безусловно, очень интересно.
Выставка продлится до 30 июня, поэтому читатели
еще успеют взглянуть на Екатеринбург через объектив Михаила Китаева.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2011 г. № 14 (1040) |
24.06.11