Как сердцу выразить себя?..

 

  

Не хлебом единым, как известно, жив человек — нужно нечто большее душе, уму, сердцу. Так и моногорода России, и в частности, города, судьбой связанные с «Росатомом», живут не только новостями науки и технологий либо производственными проблемами. В начале лета, накануне дня рождения производственного объединения «Маяк» в Озерске (Челябинская область) впервые прошел симпозиум скульпторов. Для Екатеринбурга, например, такая форма, в единстве времени и места сочетающая работу, соревнование и общение, — не в новинку. Но для небольшого «закрытого» городка, далеко не избалованного вниманием художников, это событие. 10 скульпторов из разных городов России приняли участие в творческом форуме, организованном в рамках проекта «Территория культуры Росатома». В церемонии открытия симпозиума приняли участие генеральный директор «Маяка» С.В. Баранов, представители городских властей и культурной элиты, а также искусствоведы Третьяковской галереи и их челябинские коллеги.
 

Каждому мастеру было предоставлено рабочее место и глыба уральского гранита, а вот тема для скульптур — «Атомное сердце», нечто, символизирующее духовное начало в жизни «атомграда», — была объявлена уже по приезде, так что пришлось «домашние заготовки» домысливать и корректировать по ходу дела. Скульпторы работали в течение месяца, затем горожане получили возможность увидеть плоды их труда — пока что все они «временно прописаны» на территории городского профилактория, но в перспективе украсят собой улицы, парки и здания города. Конкурс на лучшее воплощение идеи не проводился, зато закрытие симпозиума ознаменовалось фото-пленэром с участием фотографов из Москвы, Екатеринбурга и Челябинска, а также обсуждением актуальных вопросов культуры за круглым столом.
 

Главный итог, конечно, — это сами скульптуры. Все они так или иначе раскрывают образ «атомного сердца», но кроме того, по моему впечатлению, в большинстве явно присутствует «гений места», дух Урала — причем Урала до европеизации, до городов и тем более — до атомного машиностроения. Оттуда у скульпторов — и отношение к форме, и понимание материала (природного камня), и тяготение к фольклору, к языческому единству сердца, разума и стихий… Как нельзя кстати «фоном» для нескольких скульптур оказалось озеро Иртяш, а за ним и над ним — просторная панорама синих гор и летнего неба.
 

Старейший из участников, член-корреспондент Российской академии художеств В.П. Буйначев назвал свою работу «Мечта о рукотворном солнце» и в интервью подчеркнул, что это «не монумент «во славу», а приглашение к философскому осмыслению энергии, ее значения для бытия — ведь все в жизни землян зависит от Солнца». Кстати, свои философско-лингвистические изыскания Владимир Петрович представил горожанам в форме книги, посвященной расшифровке тайн авторства и содержания «Слова о полку Игореве». Другие скульптуры также несут немалую символическую нагрузку, но, главное, говорят о любви, о времени, о жизни и смерти. К сожалению, на момент моего знакомства со скульптурами ни одна из них не была подписана, но, надеюсь, при установке каждой в специально выбранном месте эта оплошность будет исправлена. Пока — дорого общее впечатление праздника, щедрости и свободы, с которыми люди вкладывали в дело — свое сердце.
 


Е. ИЗВАРИНА
 

 

Как сердцу выразить себя?..

 

Как сердцу выразить себя?..

 

Как сердцу выразить себя?..



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Июль 2011 г. № 16-17 (1042)

29.07.11

 Рейтинг ресурсов