Импульсы от  Ломоносова

 

 

Окончание
Начало №16-17

 

 

Энергетика САФУ

По возрасту Северный (Арктический) федеральный университет, созданный в 2010 году на базе Архангельского государственного технического университета, совсем юн. Но по масштабу замысла, динамике развития, количеству выделяемых государственных средств он выглядит лучше многих ветеранов нашего высшего образования. Напомним, что это один из семи федеральных университетов, созданных в разных регионах страны, чтобы модернизировать систему подготовки специалистов высшей квалификации, сделать ее адекватной требованиям времени. Декларируемая стратегическая цель САФУ — ни больше, ни меньше как обеспечение инновационной научной и кадровой поддержки защиты геполитических и экономических интересов России в Северо-Арктическом регионе. О конкретном наполнении этих замыслов говорила в своем выступлении ректор университета Елена Владимировна Кудряшова, начавшая с того, что гордится именем Ломоносова на титуле возглавляемого ею вуза. В том числе потому, что назревшая модернизация отечественного высшего образования, утрачивающего конкурентоспособность и ориентацию на реальный рынок труда, тем не менее должна основываться на знаменитой ломоносовской триаде «гимназия — университет — академия». В России без академической основы невозможно сделать что-то позитивное ни в науке, ни в подготовке специалистов. «Нам необходимы взаимопонимание, взаимодополнение с РАН на только на уровне Москвы, но и на региональном», — отметила ректор, подчеркнув, что отношения УрО РАН и САФУ в этом смысле у можно считать показательными. В подтверждение она привела в пример прошедшее в октябре прошлого года в Екатеринбурге совещание по углублению интеграции Академии и высшей школы, где состоялся большой разговор по проблемам вузовско-академического сотрудничества, а также динамику приездов в Архангельск руководителей отделения. Только за последнее время его председатель академик Чарушин побывал в Архангельске четыре раза («Пять», поправил Валерий Николаевич), и каждый раз рождались новые идеи, проекты, получающие конкретное воплощение. И, конечно, знаковым, объединяющим является назначение директора ИЭПС К.Г. Боголицына проректором университета по научной работе — при всей сложности такого совмещения.
 

Вообще жизнь в САФУ даже по нашим скоротечным впечатлениям буквально кипит. В его составе уже работают девять специализированных институтов, в ближайшем будущем появятся еще. Действуют свой Центр космического мониторинга для решения широкого круга задач, ряд научно-образовательных центров, один из которых занимается исключительно Ломоносовым. Открыты филиалы в Северодвинске, Нарьян-Маре, география охвата ширится. Одна за другой снаряжаются экспедиции в самые труднодоступные места от Шпицбергена до Аляски. В числе уже выступивших со ставшими традицией публичными лекциями перед сотрудниками и студентами — такие звезды науки и политики, как министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стёре, британский астробиолог Чарльз Кокелл, министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин, проживший в Архангельске семь лет. А перечень намеченных только на ближайшее время мероприятий, на которые Елена Владимировна пригласила и уральских гостей, плюс список представленных на встрече с руководством университета проектов занял бы еще несколько газетных страниц. Кстати, почти одновременно с юбилеем Ломоносова случится еще одна круглая дата: 150-летие со дня рождения знаменитого исследователя Арктики Фритьофа Нансена, и в университете ее отметят вместе с норвежскими коллегами. Впрочем, обо всех этих событиях можно получить оперативную информацию на сайте САФУ, из передач он-лайн телевидения «Арктический мост», вполне профессиональной университетской газеты «Арктический вектор», релизов пресс-службы вуза, буквально атакующей сообщениями различные издания, наше в том числе. С медиа-политикой, пиаром в хорошем смысле слова здесь все в порядке, дублировать этот поток смысла нет. Для нас существенно, что, переживая период бурного становления, САФУ стремится выстраивать связи со своими партнерами максимально открыто и доброжелательно, а неизбежно возникающие в результате реорганизации проблемы решать корректно. Ведь не секрет, что процесс формирования некоторых других российских ФУ, связанный со слиянием нескольких вузов, затрагивающий разные интересы, идет очень непросто, даже конфликтно. В Архангельске это не чувствуется, и, уж конечно, в отношениях с Уральским отделением РАН атмосфера совершенно иная. Как отметил на встрече в университете заместитель председателя УрО академик В.П. Матвеенко, «наша кооперация — не антагонистическая, но дружественная». И эту дружественность ценят обе стороны.
 

Завершилась встреча в САФУ экскурсией по недавно открытому центру коллективного пользования оборудованием «Арктика» — предмету особой гордости вузовцев (фото в центре). «В октябре мы взяли полуразрушенное здание, а в мае оно стало тем, что вы видите», — рассказал уже в качестве научного руководителя ЦКП Константин Григорьевич Боголицын. Сроки и качество ремонта, причем ремонта специального, требующего особых условий для «внутреннего содержания» помещений, впечатляют. А оснащенность центра способна поразить воображение не только отечественных специалистов. Приборы здесь все импортные, самые современные, многие только-только запущены в производство крупнейшими мировыми производителями, такими, как «Bruker», «Shimadsu», «Dionex», «Carl Zeiss», «Analitik Jena», многими другими.
 

— Сегодня уровень ЦКП по многим параметрам не уступает уровню аналогичных центров ведущих университетов развитых стран Европы, США, Японии, — с удовлетворением констатировал Константин Григорьевич Боголицын. В России таких центров не больше пяти. И теперь в его одиннадцати лабораториях есть возможность вести высокотехнологичные исследования на наноуровне в области физической, аналитической, органической химии, экологии, физики дисперсных состояний, фармакологии. С одной стороны, в особо сложных случаях отпадает необходимость прибегать к помощи специалистов из других городов и стран, с другой — это позволяет кооперироваться с коллегами, предоставляя им возможности, о которых прежде приходилось только мечтать. Разумеется, все это стоит больших денег: только в 2010 году на оснащение «Арктики» потрачено около 250 млн руб, на 2011 запланировано еще 150. Но затраты того стоят — особенно при профессиональном подходе к эксплуатации техники. Именно такой подход гарантируют обеспечить в САФУ. Подбор кадров для ЦКП осуществляется только через стажировки у производителей оборудования. Несколькими лабораториями будут руководить квалифицированные сотрудники первого ломоносовского вуза страны МГУ — его ректор академик В.А. Садовничий был на открытии центра и оценил его очень высоко. И, конечно, здесь запланирована общая работа с институтами УрО РАН, чему визит в ЦКП членов президиума Отделения дал хороший стимул.
 

 

О столетнем «Гоголе», «Звездочке» и уральских приоритетах «Севмаша»              

Одним из самых ярких впечатлений этих трех дней стало посещение Северодвинска — крупнейшего кораблестроительного центра страны. Точнее, острова Ягры (название — из архангельского и онежского наречия, по словарю Даля означает «мелкое песчаное дно реки, озера, моря»), где расположены судоремонтное предприятие «Звездочка» и знаменитый «Севмаш», на котором построено 128 атомных подводных лодок — больше, чем на любой другой верфи мира. Но прежде чем отвезти туда гостей, организаторы дали нам возможность вживую оценить уровень квалификации здешних корабелов. Речь идет об экскурсии по Северной Двине на пароходе «Гоголь». С реки, широкой и полноводной, Архангельск выглядит настоящим красавцем, отсюда особенно хорошо видно: именно Двина — один из главных «организаторов» жизни города. Повсюду причалы, большие и малые суда, яхты — то, чего так не хватает нашему Екатеринбургу. Однако «Гоголь» занимает на реке особое место. Ведь это единственный в России действующий колесный пароход, которому недавно стукнуло ровно сто лет! Сегодня, когда вся страна обсуждает страшную трагедию с волжской «Булгарией» и вопрос — сколько же времени можно эксплуатировать речные и другие суда? — висит в воздухе, опыт «Гоголя» особенно показателен. Построен он в 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе, был переведен на Северную Двину и исправно возил по ней пассажиров и грузы. А в 1972 году его владельцем стала «Звездочка», взявшая шефство над ветераном. Переживая за сохранение истории нашего кораблестроения, заводчане в буквальном смысле дали судну вторую жизнь. С тех пор, получая ежегодный ремонт и профессиональное обеспечение, на радость туристам и просто зрителям, статный «Гоголь» ходит по северодвинским просторам, чувствуя себя не хуже, чем век назад. Конечно, в машинном отделении, которое не без гордости показали нам хозяева, жарковато, зато все механизмы (а большинство из них — «родные»), работают идеально. Значит, дело не в возрасте судна, а в мастерстве, ответственности его «эксплуататоров», чего умельцам со «Звездочки» не занимать.
 

На самом деле «Гоголь» для них — что-то вроде хобби, красивый публичный проект и плавбаза для отдыха сотрудников. В основном предприятие, построенное в конце сороковых — начале пятидесятых годов прошлого века, занимается вещами куда более масштабными и значимыми. Вначале здесь приводили в порядок «обычные» подлодки, зверобойные шхуны, рыболовные траулеры, затем стали заниматься подводными и другими судами с атомными энергетическими установками. В 1971 после ремонта и модернизации первого в мире атомного ледокола «Ленин» завод награжден орденом Ленина. Потом было еще множество «открытых» и закрытых заданий, среди которых — обновление атомных подводных лодок «Екатеринбург» и «Верхотурье». О страницах прошлого, сегодняшнем дне «Звездочки» нам рассказали ее главный инженер Олег Анатольевич Фролов, сотрудники здешнего музея. Мы побывали на месте ремонта мощнейших субмарин мира, в уникальном цехе гребных винтов, узнали о технологии утилизации отработавших срок атомных подлодок. И воочию убедились, что занимаются этим настоящие профессионалы, глубоко знающие и любящие свою работу.
 

А на соседнем предприятии нас встречал человек, которого здесь знают все, Николай Яковлевич Калистратов, всю трудовую жизнь посвятивший судоремонту и судостроению, руководивший сначала «Звездочкой», до самого последнего времени — «Севмашем» (слева на верхнем фото стр. 7). Сегодня эти заводы входят в ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта», являющийся, в свою очередь, составной частью Объединенной судостроительной корпорации со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, а по существу, как и прежде, делающих одно дело. Калистратов, кандидат технических наук, почетный гражданин Северодвинска, лауреат Госпремии и премии Правительства РФ, имеет к этому делу отношение самое непосредственное, поэтому слушать рассказ о героической истории «Севмаша» из его уст было особенно интересно. Впрочем, история эта, отраженная на стендах замечательного заводского музея, сегодня, в отличие от советского времени, тайны не составляет — это до 1991 года Северодвинск имел статус закрытого территориального образования, и доступ к материалам о нем был крайне ограничен. Теперь с ними можно познакомиться через Интернет, по вышедшим книгам, снятым фильмам. Отметим здесь только, что корнями корабельное дело на архангельской земле опять же уходит к Ломоносову, который с десяти лет ходил рыбачить в море, а позже изобрел несколько морских приборов. И еще то, что особое внимание в своей экскурсии Калистратов уделил роли Академии наук, уральских специалистов в создании самой сложной морской техники. Отдельный стенд музея «Севмаша» занимают портреты сотрудничавших с ним академиков. Среди них — Виктор Петрович Макеев, основатель Государственного ракетного центра в Миассе, преемник которого член-корреспондент В.Г. Дегтярь — частый гость Северодвинска. Здесь немало поработал бывший руководитель екатеринбургского НПО «Автоматика» академик Н.А. Семихатов, его памяти посвящена мемориальная доска. «И сегодня, — подчеркнул Николай Яковлевич, — практически все наукоемкие элементы нашей продукции делают на Урале. Точнее, берутся за них многие, а получается только у ваших земляков. Передайте, пожалуйста, от севмашевцев огромный привет и наилучшие пожелания всем уральским коллегам!» Что мы с удовольствием и делаем. Кроме того, наш гостеприимный гид высказал пожелание, к которому невозможно не присоединиться, — о возобновлении прямого авиарейса «Екатеринбург — Архангельск». Теперь его просто нет, и дорога через Москву занимает практически целый день, причем не самый комфортный. По преданию когда-то Ломоносов пришел из Поморья в столицу пешком и без денег. Однако для двадцать первого века, для сообщения между двумя огромными, значимыми регионами этот подвижнический пример явно не годится. Из Екатеринбурга в Архангельск и обратно постоянно ездят не только ученые, но и представители других профессий, бизнесмены, «обычные» граждане. Тем не менее сегодня добраться со Среднего Урала, скажем, до Барселоны, а из Архангельска до норвежского Тромсе быстрее, проще, а возможно, и дешевле. Разумеется, решать конкретные вопросы логистики — дело профессионалов, но, как нам кажется, заполняемость таких рейсов, будь они введены снова (ведь раньше-то летали!) была бы обеспечена.
 

…На «Севмаше» нам дали редкую возможность наблюдать, как «отдыхает» «Акула» — крупнейшая атомная субмарина планеты; постоять у борта авианосца «Викрамадитья» — бывшего «Адмирала Горшкова», который переоборудуют для вооруженных сил Индии (нынешнее название переводится приблизительно как «мужественно идущий к Солнцу», на фото внизу); посмотреть, как обновленные на верфи корабли выходят в открытое море. Ощущения — непередаваемые. Одно дело — телерепортажи, фотографии, которые еще несколько лет назад сделать тут было немыслимо и которых теперь достаточно, и совсем другое — живая картина. В ней — то, что называется мощью державы, ее абсолютно реальное воплощение, рожденное умом, профессионализмом, самоотверженностью тысяч людей.
 

Наконец, мы побывали в Никольском соборе — храме на территории завода, которым севмашевцы очень дорожат. Это тоже их история, странные изгибы которой нередко требуют исправления. Дело в том, что в тридцатые годы «Севмаш» по распоряжению Сталина возводился у стен древнего Николо-Корельского монастыря, основанного в конце XIV — начале XV в. «Монахи прекрасно знали, где строить», — примерно такую фразу изрек тогда Иосиф Виссарионович. И в обители разместили сначала общежитие, потом цехи, службы предприятия… Сегодня здесь уделяется серьезное внимание восстановлению и сохранению монастырских построек. Над кровлей Никольского собора сияют новые купола, в галерее у его северной стены оборудован небольшой придел. В соборе постоянно идут службы, а в 2009 году всенощное бдение в храме совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
 

Северодвинские корабелы говорят, что теперь уже не представляют, как без молитвы можно делать их сложнейшую работу. Добавим, что без интеллектуальной, конкретно — академической составляющей, то есть без тех самых ломоносовских импульсов, которые чувствуются здесь повсюду, ее успех непредставим. Выездной президиум УрО РАН еще раз показал: и Отделение, и гостеприимные архангелогородцы готовы сделать все, чтобы эти импульсы усилить.
 


Андрей и Елена ПОНИЗОВКИНЫ
 

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов:

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.

 

Фото С. НОВИКОВА, Г. АНТОНОВСКОЙ, пресс-службы «Севмаша» и авторов.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Август 2011 г. № 18 (1043)

05.08.11

 Рейтинг ресурсов