17–18 января на базе отдыха «Иволга» состоялось выездное заседание Совета и профсоюзного актива ЕТОПР. Прежде всего оно было посвящено проблеме финансирования институтов РАН по госзаданию, анализу нового формата госзаданий по заявкам промышленности (так называемое Госзадание 2.0), проблемам с заработной платой и перспективе образования молодежного профсоюзного объединения. В заседании приняли участие заместители председателя профсоюза РАН Е.Е. Онищенко и Г.А. Иевлев, председатели комиссий Центрального Совета профсоюза РАН Е.А. Киселева и А.В. Богданов.
В своем докладе председатель Совета ЕТОПР А.В. Майорова отметила, что в среднем заработная плата научных сотрудников, учитывающая финансирование только по госзаданию, составляет 130–135 % от средней по региону (по данным РОССТАТа). Финансирование по госзаданию в организациях РАН занижено в 1,5–2 раза от рассчитанного по числу работающих научных сотрудников. И привести к изменению сложившейся ситуации может только увеличение финансирования.
Интерес со стороны организаций РАН к Госзаданию 2.0 обусловлен прежде всего надеждой получить дополнительное финансирование на его реализацию. Однако на вебинаре Мин-обрнауки 6 декабря 2024 г. никакого дополнительного финансирования на Госзадание 2.0 не обещали. А между тем в 2023 г. в Екатеринбурге требование майских указов Президента по зарплате на уровне 200 % к средней по региону выполнили только 4 из 19 институтов РАН.
В докладе И.А. Козловой «Особенности финансирования Государственного за-дания научных организаций, подведомственных Минобр-науке РФ» показано, что финансирование основано на Постановлении Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 640, приведен расчет объема финансирования для учреждения. В то же время докладчик отметила, что никто и не обещал требуемые 200 % по зарплате научного сотрудника выплачивать только из бюджета по госзаданию. Доведение зарплаты до 200 % от средней по региону должно складываться из бюджета и внебюджетных поступлений. Ирина Анатольевна показала, что 85 % бюджетного финансирования институтов уходит на оплату труда и лишь 5 % остается на всю остальную деятельность (командировки, экспедиции, охрану труда и т.д.). Искомые 200 % получают только те научные сотрудники, у кого есть гранты РНФ или хоздоговор (таких около 27 %). У остальных — 100 % и меньше от средней заработной платы по региону (более 70 % сотрудников). Поэтому необходимо добиваться увеличения финансирования как минимум в 2 раза.
А.И. Дерягин в своем докладе отметил, что неуклонное снижение численности научных сотрудников в институтах РАН обусловлено несопоставимостью уровня квалификации научных сотрудников и гарантированной оплаты труда (оклада). На обучение и подготовку квалифицированного научного сотрудника уходит минимум 9 лет, а оклад составляет 27–29 тыс. руб., что не намного превышает существующий сейчас минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Для сравнения: водитель трамвая после обучения в течение 6–9 месяцев получает оклад в 63 тыс. руб., уборщица, на подготовку которой времени вообще не требуется — 37 тыс. руб. Оклад ученого не должен быть ниже оклада неквалифицированного работника, это несправедливо и не повышает престиж ученого.
Председатель жилищной комиссии ЦС профсоюза Е.А. Киселева рассказала об условиях предоставления молодым ученым социальной выплаты для приобретения жилых помещений, иначе — государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Она рассказала о правилах предоставления ГЖС, о требованиях к молодому ученому и пакете документов, необходимых для подачи заявки, разобрала основные ошибки и причины отказа заявителям на ГЖС.
Председатель молодежной комиссии ЦС профсоюза А.В. Богданов рассказал о существующих молодежных профсоюзных объединениях, их деятельности в культурно-массовом и спортивном направлениях. Он предложил образовать подобное молодежное проф-союзное объединение и на Урале.
Соб. инф.