Физика образа, лирика штриха |
Адрес
Новости
История
Структура
События Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
Портреты
научных работников ИФМ
Понятно, что изображения большинства представителей первого поколения этой школы выполнены на основе фотографий, но и здесь много удач, видно, с каким теплым чувством автор старался воскресить на бумаге черты С. П. Шубина, И. К. Кикоина, С. С. Штейнберга и других. Большинство же собранных здесь графических листов рисовались с натуры, и помимо внешнего сходства в них, что гораздо важнее, В. Щербинин достигает сходства психологического. Часто ему удается немногими лаконичными и точными приемами зафиксировать не только характер человека, но и какое-то мимолетное душевное движение, потаенную (или, напротив, открытую) улыбку, а у кого-то — момент самоуглубленного размышления, напряженного внимания к собеседнику... Особенно удачными и выразительными получились портреты А.Н. Орлова, А.В. Добромыслова, Б.Н. Гощицкого, А.П. Комара, В.В. Власова, В.Д. Пархоменко, И.Ш. Трахтенберга. В других листах — также множество авторских удач, причем характерным достоинством выступает умение передать взгляд, конкретное, всегда индивидуальное, выражение глаз. От личного отношения художника к модели, от установившегося между ними контакта зависит выбор графической манеры, характер самого портрета — вполне официальный, в манере наброска, этюда, либо тщательно проработанный, психологически неоднозначный. Вообще, идеал художника-портретиста, “расклад” его знания, зрения и умения передают, мне кажется, слова Ф. Дюрренматта: “Он слишком хорошо разбирается в искусстве, чтобы не недооценивать жизнь, и слишком хорошо в жизни, чтобы не переоценивать искусство”. Вот и В. Щербинин, как представляется, умеет понять и полюбить “жизнь”, то есть живого человека, портретируемого, и в то же время трезво оценить и рационально использовать свои собственные художественные возможности. Потому и многие работы, вошедшие в этот альбом, воспринимаются, уже вне контекста, самостоятельными графическими произведениями. Но, кстати, о контексте: альбом составлен по четкой схеме, портреты расположены в соответствии с рейтингом научных заслуг, званий и должностей, каждому рисунку предпослана краткая справка, отражающая вехи биографии и профессиональные достижения (большая работа в архивах проделана В. В. Николаевым). Все это в совокупности делает книгу в лучшем смысле этого слова представительским изданием, раскрывающим историю и потенциал Института физики металлов именно в неформальной, эмоциональной форме: лицо института через лица тех, кто его создал и принес ему славу и научные приоритеты. Думается, это достойный и оригинальный вклад в историографию УрО РАН.
|
Адрес
Новости
История
Структура
События Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
04.12.02