Исследователь бокситов
к 100-летию со дня рождения профессора А.К.Гладковского

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


А.К.Гладковский.А.К. Гладковский родился 17 октября 1902 г. в городе Умани Киевской губернии в семье крестьянина-садовника. До 1918 г. он учился в Уманской гимназии, закончив только шесть классов. Чтобы иметь возможность получить образование, он занимался репетиторством. С 1919 г. Андрей Карпович батрачил. С 1924 г. он был призван в Красную Армию, а закончив военную службу, в 1925 г. по путевке воздухоплавательного отряда поступил учиться на Одесский рабфак, по окончании которого в 1926 г. был зачислен студентом в Уральский политехнический институт на геологоразведочное отделение горного факультета. Институт он закончил в 1930 г. с дипломом горного инженера. Началась многолетняя производственная и научная деятельность Андрея Карповича на поприще геологии.
В период с 1930 по 1945 г. А.К. Гладковский работал в системе Уральского геологического управления и треста “Союзхромит”, занимаясь геолого-съемочными, поисковыми и разведочными работами на многие полезные ископаемые. Однако наибольший интерес Андрей Карпович проявил к бокситам, впервые обнаруженным на восточном склоне Среднего и Северного Урала в начале 30-х годов. Изучению вещественного состава бокситов и закономерностей размещения месторождений этого столь необходимого для страны стратегического полезного ископаемого посвятил он всю свою жизнь.

В 1932–1934 годах А.К. Гладковский по решению Совета Труда и Обороны занимался разведкой Соколовского месторождения бокситов в Каменском районе Свердловской области. В годы Великой Отечественной войны именно это месторождение, ныне полностью отработанное, дало основную массу “крылатого металла” для оборонной промышленности.

В качестве начальника и главного геолога Турьинской геологоразведочной базы А.К. Гладковский руководил геологическими исследованиями месторождения “Красная Шапочка” — первенца крупнейшего на Урале Североуральского бокситового бассейна. При его непосредственном участии проводились поисково-съемочные и разведочные работы на бокситы в Исовском и Серовском районах Свердловской области. С 1941 по 1945 г. Андрей Карпович руководил поисками и разведкой бокситов на Восточном склоне Северного Урала, где была проведена предварительная разведка на Богословском и Тотинском месторождениях; открыта группа небольших Талицких месторождений и Курдюмовская залежь.

За период работы в производственных геологических организациях А.К. Гладковский собрал и обобщил богатейший фактический материал по основным бокситовым месторождениям Урала. Этот материал стал основой его кандидатской диссертации, защищенной в 1945 г., после чего Андрей Карпович возглавил кафедру полезных ископаемых Уральского государственного университета, где вскоре (в 1947 г.) защитил и докторскую диссертацию. В университете А.К. Гладковский, кроме заведования кафедрой, периодически исполнял обязанности декана геологического факультета и проректора по научной работе. Здесь вполне проявились эрудиция и педагогические способности Андрея Карповича. Его бывшие студенты до сих пор вспоминают его лекции и очень высокие требования при проверке знаний. Его любили и боялись одновременно.

Значительным вкладом в познание геологии и вещественного состава уральских бокситовых месторождений стала монография “Бокситы Урала”, написанная совместно со спутницей жизни А.К. Шаровой и опубликованная в 1951 г. В книге были обобщены знания по геологии бокситов Урала за первые двадцать лет их исследований. Хотя с момента выхода монографии прошло более пятидесяти лет, она не утратила значения.

С 1959 г. до конца своих дней А.К. Гладковский работал в Институте геологии и геохимии УФАНа (ныне УрО РАН), где организовал и возглавил лабораторию экзогенной металлогении, единственное на Урале научное подразделение по изучению геологии, минералогии, петрографии, условий образования и закономерностей размещения бокситовых месторождений не только на Урале, но и в других регионах нашей страны. Тщательное и детальное изучение вещественного состава бокситов из различных месторождений позволило обнаружить и детально описать восемь новых минералов, впервые встреченных в уральских месторождениях.

Гладковского с полным основанием можно назвать ученым-новатором. Его бойцовский характер, нетерпимость к различного рода фальсификациям и передержкам создали мнение о его неуживчивости и строптивости, но это был Ученый с большой буквы. Характерная черта его исследований — независимость суждений и выводов, без оглядки на авторитеты.

Много лет А.К. Гладковский придерживался латеритно-осадочной гипотезы происхождения бокситов, предложенной ранее С.Ф. Малявкиным, за что и был неоднократно раскритикован последователями других точек зрения. Но время шло, и когда латеритно-осадочная гипотеза окончательно восторжествовала, Андрей Карпович на основании новых данных, полученных в результате изучения северо-уральских бокситов, отошел от нее. Он предположил, что геосинклинальные месторождения на Урале могли сформироваться в прибрежно-морских условиях в результате разгрузки субмаринно-гидротермальных рудообразующих алюминийсодержащих растворов. Эта позиция также была принята в штыки, но сегодня некоторые исследователи склоняются к ней на основании собственных наблюдений.

Научные заслуги А.К. Гладковского получили широкое признание среди зарубежных ученых. Он был заочным участником нескольких международных конференций по изучению бокситов, вел широкий обмен научной информацией со многими зарубежными геологами, которые проявляли живейший интерес к его исследовательской деятельности.

Научное наследие Андрея Карповича — это больше сотни работ, опубликованных в нашей стране и за рубежом. Широта интересов А.К. Гладковского, его эрудиция, принципиальная требовательность к себе и своим коллегам по работе, преданность идеалам науки могут служить образцом для исследователей.

Он обладал широкой эрудицией и держал дома богатую библиотеку по различным разделам геологии. Когда места в малогабаритной квартире стало не хватать, пришлось заказать емкий новомодный стеллаж, который, увы, не выдержал проверки на прочность и рухнул в ночной тиши под тяжестью фолиантов. Инженер мебельной фирмы долго отказывался оплачивать ремонт, приговаривая, что “нормальные люди столько книг дома не держат”.

Для организации на дому научного процесса Гладковский приобрел хороший оптический микроскоп, на котором они работали вместе с женой А.К. Шаровой, также известным геологом и соавтором многих научных трудов. Такой прибор в те годы, был, вероятно, эквивалентен “маленькому ядерному реактору”. Его приобретение требовало особого разрешения, а затраты составляли примерно половину стоимости автомобиля “Победа”.

Однажды А.К. Гладковский “завалил” на экзамене целую группу. При разборе “полетов” выяснилось, что студенты действительно не подготовились к экзамену. История завершилась благополучно, а один из участников этого экзамена спустя много лет признался, что “более справедливого человека он не встречал”. Однажды Андрей Карпович заступился за студентов-геологов, которые на волне “оттепели” середины 50-х годов высказались за изменение стиля преподавания общественных наук.

У него не было хобби как такового. Однако стремление держать запас нужных вещей, в частности, наручных часов, можно было счесть коллекционированием. Отдавая должное качеству и дизайну отечественных механизмов, считал своим долгом обеспечить часами ближайших родственников по мужской линии. Лучшим подарком самому ученому в семейном кругу считались привозимые из разных городов и стран многоцветные шариковые ручки, которые он тут же пускал в дело.

Уже в зрелые годы стал неплохим автолюбителем. Старался хорошо разобраться и в этой области, изучал технические инструкции, советовался с водителями. А вот экзамен в ГАИ удалось сдать только со второй попытки. Но А.К. Гладковский, любивший и ценивший юмор, часто вспоминал любопытный диалог с инспектором после неудачного экзамена:

— А вы, собственно, где работаете?

— В университете.

— Так вот. Тут вам не университет. Тут думать надо.

Имел массу зарубежных публикаций и приглашений на международные научные конференции и симпозиумы, но фактически так и остался “невыездным”. То не успевал быстро оформить нужные документы, то подводило здоровье. В последние годы жизни его включили в состав экспертной группы ЮНЕСКО по оценке мировых запасов бокситов. А за несколько дней до смерти коллеги из Франции прислали на отзыв кандидатскую (по их стандартам — докторскую) диссертацию, поразившую всех невиданным тогда, в конце 70-х, качеством печати и чуть ли не компьютерной графикой. Закончили и отправили отзыв ближайшие сотрудники А.К. Гладковского.

 
О. Огородников, Л. Анфимов


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

11.12.02

 

 Рейтинг ресурсов