Дети Курчатова |
Адрес
Новости
История
Структура
События
Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
В
нынешнем году исполняется 40 лет
Челябинскому научному обществу учащихся.
С 3 по 12 января на Ильменской турбазе (около
г. Миасса) проходил посвященный 40-летию
НОУ областной учебно-методический сбор
членов НОУ в рамках традиционного лагеря
“Курчатовец”. Проведение “Курчатовца”
совпало со 100-летием со дня рождения Игоря
Васильевича Курчатова, чье имя носит
лагерь. Кстати, первые сборы в 70-е годы
проходили на родине И.В. Курчатова в
окрестностях города Сима. Об истории и
сегодняшнем дне Челябинского НОУ
рассказывает нашему корреспонденту
Владимир Готфридович Швеммер, кандидат
педагогических наук, доцент, проректор по
научной работе Челябинского
государственного педагогического
университета, председатель Совета
кураторов Челябинского НОУ.
— А ваше детство тоже связано с НОУ? — Так получилось, что я оказался среди ноушат “первого призыва”. В 1963 г. ученикам 91-й школы города Челябинска (где я в то время учился) предложили участвовать в работе секции истории, которая возникла при историко-филологическом факультете Челябинского государственного педагогического института. Это дело меня очень увлекло. Оказалось, что это была одна из первых секций Челябинского НОУ. Поэтому, когда позднее мне довелось вернуться в НОУ уже в качестве преподавателя, все там было знакомо, близко и дорого для меня. Да и не только для меня. Многие мои коллеги, преподаватели вузов Челябинска, в свое время прошли школу НОУ. Среди профессоров педагогического университета немало бывших “ноушат”. Даже ректор ЧГПУ Виталий Викторович Латюшин в школьные годы был активнейшим членом НОУ в городе Копейске... — Что же дает НОУ детям? — Первое и самое главное — опыт общения в научном коллективе. Я, например, до сих пор помню своего первого научного руководителя в НОУ — доцента Татьяну Федоровну Аносову, нашего куратора в 1964 году — профессора С.А. Сидоренко, других ученых. Во-вторых, НОУ дает возможность прикоснуться к процессу исследования. Именно в НОУ я почувствовал, что научное знание рождается в поиске истины, в кропотливой, медленной, точной работе. Я понял, что далеко не все, что написано в книжках, — истина, что даже очевидно бесспорные вещи можно и нужно подвергать сомнению. Кроме этого, когда “ноушенок” вырастает и становится взрослым, у него сохраняется теплое чувство благодарности к людям, которые с ним работали в НОУ. Появляется желание сделать для детей нечто подобное тому, что в свое время сделали для тебя. — Теперь, когда вы стали председателем Совета кураторов НОУ, ваш взгляд на него изменился? Вы, наверное, видите не только радужную перспективу, но и некоторые проблемы? — Во-первых, я вижу вполне благоприятную перспективу развития НОУ. На чем основывается мой оптимизм? Прежде всего, на том, что Челябинскому НОУ уже 40 лет. За это время канули в Лету многие подобные инициативы. В Челябинске НОУ поддержали не только Дворец пионеров, городское и областное управления образования и педагогический институт (теперь педагогический университет), но и практически все крупные вузы города. Причем они активно сотрудничают, никто не “тянет одеяло на себя”. Все понимают, что НОУ — общее достояние южноуральцев. Ну, а проблемы — естественный спутник жизни. Любое живое дело растет в противоречиях. Трудностей у НОУ немного больше, чем хотелось бы, но они не носят фатального характера. Первая проблема — понимание целей НОУ. К сожалению, некоторые преподаватели школ и вузов, родители и дети думают, что цель НОУ — подготовка к поступлению в вуз. Немало в этом отношении навредило действовавшее в недавние годы (сейчас аннулированное) решение о льготном поступлении в вузы для победителей городских и областных сессий НОУ. Дело в том, что подобный меркантильный подход губителен для главного, ради чего НОУ создано, — развития интереса детей к науке, увлеченной совместной исследовательской деятельности школьников под руководством ученых. Вторая проблема — обеспечение качественного руководства исследовательской деятельностью школьников. Когда секций было мало, то хватало относительно небольшого количества преподавателей высокой квалификации. Сегодня “ноушат” тысячи! Соответственным должен быть и состав ученых-руководителей. Это обеспечить очень трудно. Поэтому постоянно сохраняется угроза снижения уровня и качества научного руководства деятельностью школьников. Третья проблема вытекает из второй. Массовый охват учащихся секциями НОУ создает соблазн назвать НОУ любую конкурсную деятельность или даже обыкновенные кружки системы дополнительного образования. В сущности, подобный подход гарантирует быструю и безболезненную гибель идеи научного общества как такового. Приватизация НОУ в рамках дополнительного образования практически ничего не дает системе дополнительного образования (домам творчества молодежи, домам и дворцам пионеров и школьников), но уже наверняка губит НОУ как оригинальное движение. Четвертая проблема — развитие форм работы НОУ. Если не искать новых подходов к организации совместной деятельности ученых и школьников, то неизбежен тупиковый вариант в развитии. Примером может служить двухлетний перерыв в работе лагеря “Курчатовец”. Есть и другие проблемы, но все они — и названные, и не названные — решаемы, а поэтому относительно перспективы НОУ можно быть оптимистом и вполне обоснованно считать, что 40-летие НОУ — далеко не последний его юбилей. Повесть о дружбе детей и взрослых, заинтересованных в научном творчестве, еще только начинается. Сорок лет — приличный срок для человеческой жизни, а для общества — одно мгновение!
|
Адрес
Новости
История
Структура
События
Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
30.01.03