Я умру, как
захочется сильно не жить —
Только нежить
свое бытованье в словах…
Парадокс,
но это так: «век скоростей», электронная
почта и форумы в Интернете вернули в нашу
жизнь старинное волшебство «почтового
романа»: общения, не нацеленного на
немедленную встречу в жизни, но по
свободе, непринужденности и
интенсивности диалога — уже
становящегося встречей: в виртуальном
пространстве, в более чем реальном
времени…
Так
получилось, что… не получилось у нас с
Александром Касымовым встретиться. И
теперь не получится уже никогда. Но на
счастье и на память остаются теперь в
моей жизни два года «электронной»
переписки: чисто литературного по
природе заочного знакомства, которое
перестало быть таковым почти сразу же:
виртуальный корреспондент со второго
письма стал собеседником и другом. По-моему,
иначе он просто не умел.
Александр
Гайсович Касымов родился в Минске,
окончил филологический факультет
Башкирского университета и жил в Уфе.
Принимал живейшее участие в проблемах и
чаяниях местных писателей и художников,
был «ответственным квартиросъемщиком»
собственного сайта — сетевого
литературного журнала «Квартира X». Кроме
того, публиковал эссе и критические
отзывы в «Знамени» и других литературных
журналах. «Наука Урала» несколько лет
назад напечатала подборку его стихов, и
несколько членов нашей редакции успели
стать завсегдатаями «гостиной» в
Квартире X. Касымов помогал и помог многим
и многим авторам, словесность
воспринимал как атмосферу, как погоду,
как необходимое и достаточное условие
своего существования. Каково дыхание
литератора, таков и стиль, и Александр
писал о себе: «Искренность — эклектика
жизни. Я просто откликаюсь на прохожих и
проезжих, я просто вслушиваюсь в голоса
остановившихся возле меня, попросивших о
сигарете или двух рублях». Его письма,
статьи, сохраняли обаяние момента и
настроения. И еще, как сказали бы раньше,
— это была работа благородного сердца. Но
без высокого штиля и глобальных
умозаключений: благородство —
человеческое, и сердце — сопереживающее.
Словесную ткань все равно не пощупать, в
готовой — ничего не исправить, удачно
сотканная, она и есть «море воздуха и
никакого насилия над добрыми чувствами».
Живя, повторяю, словом, он знал, конечно же,
что язык и реальность, литература и жизнь
едины даже в противостоянии, и «прекрасное
письмо» — лишь материализация чувства
общей трагедии и общей судьбы: «…возможно,
слово и дано человеку, чтобы не совпадать
с речевым идеалом, чтобы добираться, но не
добраться до цели, по-иному — не
лишиться ее?»
Стихи,
по его же замечанию, «всегда проще и
грубее поэзии». Свои стихи Александр
Касымов ценил невысоко, никуда не «проталкивал»,
но присылал для дружеского обсуждения.
Видимо, он и писал, и давал их читать
другим главным образом для того, чтобы в
чем-то лучше понять себя. Но стихи —
судите сами, какие. В них нежность и
музыка, разговоры без начала и конца,
вопросы без ответов, надежда без просьбы,
расставание без упрека. Все — как в жизни.
Все — как в стихах, где даже печаль — чудо,
даже боль — сигнал бытия, то есть, иное
лицо надежды. Пока ты живешь.
15
июля, «на перевале» лета 2003 года
Александра Касымова не стало. Что
станется с памятью о нем — зависит теперь
от нас.
Е. Изварина
*
* *
Прохожий, как ангел, навстречу идет.
Выходит из тьмы и
тьму освещает.
Ночь слово берет
и слово крадет.
И вирши слагает,
но их не читает.
И птица в ветвях
трепыхает крылом.
И ветка под
птицею гнется, ликуя.
И горбится кто-то
в окне над столом,
дощечку со
знаком бархоткой шлифуя.
О, бархат,
приятный на ощупь руке,
замызганный,
добрый и, может быть, вечный!
Что знаки — их
много в бегущей строке!
Тряпица истрется
— искусство калечит.
Что бархат!
Пространство, где можно писать…
И ветка, и ночь, и
безумная птица…
Художник,
художник, учись рисовать
на чистой, на ясной, на каждой странице!
*
* *
А
за лесом другой,
а
за тем еще третий.
А
за третьим — поляна,
напилась
она пьяна.
В
небо бросила сети.
Мир
прогнулся дугой.
Отломилася
дужка
от
ведерка с водой,
что
утопло в воде.
Нет
водицы ни кружки.
…Седина
в бороде.
(Анекдот
с бородой!)
*
* *
Ты,
который не я, но который — немножечко я,
тот,
с которым на вы, и на мы, и на как-то еще,
я
спрошу: из какого сырья,
из
какого ключа происходит-течет…
Я
спрошу телефон. И сквозь треск…
происходит-течет
та река, где не видно волны…
(по
воде — хулиган-арабеск)…
где
все воды водою полны…
Я
спрошу сам себя. (Этот угол — проклятье,
но рад
я
сегодня проклятью, телефонный пират!)
И
все воды — тоской и водой!..
Говорю:
цвет воды — золотой!..
***
И
ни счастья, ни воли, ни доли
(золотая
она, золотая!).
Я
учусь все в окраинной школе —
в
телескоп бытие наблюдаю.
Наблюдаю
цветенье и жалость
не
умею понять как искусство.
Вот
пчела подлетает и жало
вмиг
вдвигает медовое. Пусто,
где
нет меда, а только укусы.
Насекомые
реют над миром.
Чингисхан
прибирает улусы
к
рукам.
Квартирьеры
меняют квартиры.
Я
один — и труба телескопа.
Вылетаю
в трубу вместе с дымом.
Жди
меня много лет, Пенелопа,
позабыв,
что я не был любимым.
И
на пасеке этой глобальной
все
закончится миром…
Без меня…
*
* *
Жизнь
прицеплена к жизни другой —
побрякушкой,
игрушкой, валдайчиком.
Под
дугой, под тугой живой звон.
На
музЫку, на звон жизнь растрачена.
И
чего? И зачем? Говори ж!
Ах,
как пО воду — да по проводу!..
Умирает
в пейзаже Париж.
Жизнь
течет — безо всякого повода.
Отцепиться,
извлечься, как корень!..
Поломаем,
а после построим!..
Разбежаться,
а после собраться…
Ах,
не надо было стараться!..
(Погляди
да послушь меня!
Эта
ночь да светлее дня!)
***
Там,
где светится вода,
отражая
свет небесный,
там
без всякого труда
нам
приходят в душу песни.
Там,
где светится вода,
двигаясь
в потоках разных,
там
имеется среда
паучков-рачков
непраздных.
Там,
где светится вода,
проживают
там форели.
Ночью
там костры горели,
серебрилися
свирели…
Там,
где светится вода…
*
* *
Я
приеду, когда
дождь
добьет, доколотит свою эпопею.
Захочу
засмеяться, но не посмею,
потому
что забуду чувство стыда.
За
балконом сырость и запах грибной.
И
полынью запахнет, когда чуть подсохнет.
Звуков
нет. Население глохнет.
Слышно
что-то лишь нам с тобой.
Два
дыханья — дыханье одно.
Ни
стыда, ни закона.
Все
равно, занавешено ли окно.
Все
равно… Мы на том берегу Рубикона.
*
* *
Д.
В.
Жизнь
так хороша, что позволь, я умру.
Сперва
понарошку, а после всерьез.
Шар
нежности скачет меж звезд и берез.
При
жизни познавши в мячик игру,
душа
моя плачет в крапивном лесу…
Все
глупо. Зачем я такое несу?
Но
шар — это тело.
А нежность —
лишь функция тела!
Ах,
физиология — лес и крапива!
Чего
это песня такого хотела,
когда
мы завыли с тоской некрасивой?
…И
я говорю, хотя должен молчать.
И
медленно-медленно воду качать.
Поток
речевой — не поляна, — пустырь,
где
пал от разрыва аорт богатырь.
Печальное
тело сползло под березу —
и
шар развернулся в отчетную прозу.
…А
ты все иначе поймешь, ощутишь.
(Тишь. Мышь. Стриж.
Татарник,
репейник, мальчишка-плохиш).
*
* *
Я
Твой книгоноша
с
пустою заплечной сумой
Все
роздал и продал,
и
я возвращаюсь домой.
И
яко писахо,
вот так на базар
и понес.
И
Ты не узнаешь,
что Ты был все
время со мной.
И
голос, и книжки,
и стук от колес…
И
я возвращаюсь
с пустою сумой.
|