Дайджест |
Чем меньше нефти остается на планете, тем больше мысли ученых и инженеров обращаются к водороду, — неиссякаемому и экологически чистому топливу будущего. Топливные элементы на водороде пока слишком дороги: чтобы сделать их рентабельными, предстоит решить сложнейшие проблемы получения, хранения, транспортировки водорода. Два миллиарда евро выделил Евросоюз на «водородные исследования» в ближайшем пятилетии. Примерно столько же ассигнует Америка. В Японии поставлена конкретная задача: к 2010 году не менее 50 тысяч автомашин страны должны «ездить на водороде». К 2020 году их число должно вырасти до 5 миллионов. В авангарде движения к новому топливу идет маленькая Исландия, — кстати, уже сегодня получающая 72% всей энергии из возобновляемых источников. Первые исландские автобусы на водородных топливных элементах знаменуют начало перевода всего транспорта островной страны на «водородную основу», — решение об этом принято еще четыре года назад. Такие же автобусы скоро начнут курсировать в ряде городов Европы — первым будет Мадрид. Вместе с тем, многие эксперты считают, что массовый перход к автомобилям на водородных топливных элементах произойдет не ранее 2025 года.
Хотя SETI — программа поиска инозвездных цивилизаций — стала сегодня поистине масштабной: в ней участвует более трех миллионов добровольцев, «фильтрующих» на своих домашних компьютерах передаваемые с американских радиотелескопов «шумы космоса» в надежде уловить чей-то далекий Сигнал, — результат по-прежнему нулевой. Вселенная молчит. Британский астроном Мартин Риз на страницах журнала «Нью Сайентист» призывает неустанно продолжать поиски, ибо «обнаружение стало бы переворотом во всем нашем мышлении». Если бы он участвовал в распределении бюджетных средств в американском Конгрессе, то «добивался бы ассигнований на нужды SETI куда настойчивей, чем на очередные полеты в космос».
На Марсе происходят необъяснимые перемены — об этом свидетельствуют снимки с борта кружащего над планетой аппарата НАСА (Mars Global Surveyor). Белые шапки полюсов зримо «съеживаются» из года в год. Особенно это заметно на Южном Полюсе Марса, где некоторые окраинные белые «полуострова» за последние три года наблюдений сначала превратились в островки белизны, а затем исчезли вовсе. Американский геолог Майкл Малин считает, что «испаряться так быстро может только двуокись углерода». По его мнению, при такой скорости процесса белизна полярных шапок Марса к концу века может окончательно растать — значит, несколько возрастет плотность разреженной атмосферы Красной планеты. Ученые надеются, что на многие вопросы помогут ответить летящие сейчас к Марсу автоматические станции, которые должны десантироваться на поверхности планеты уже подступающей зимой. Кстати, Марс, находившийся в минувшем августе максимально близко от Земли, в следующий раз столь же сильно приблизится к нам 28 августа 2287 года. «Не забудьте сделать пометки в своих календарях», — шутливо замечает журнал «Нью Сайентист».
Во
Вселенной смеркается. Это не метафора, а
вывод, к которому пришли британские
астрономы из университета Эдинбурга,
проанализировав свет около 40 тысяч
галактик. Их расчеты (руководитель — Алан
Хэйвенс) показывают, что 5–6 миллиардов
лет назад, когда во всех концах
мироздания образовывалась масса новых
звезд, ночное небо было куда светлей
нынешнего. Новые светила рождаются и ныне,
но случаются такие «роды» раз в тридцать
реже, чем в те далекие времена. Старых и
умирающих звезд сегодня намного больше,
чем молодых, — такова невеселая небесная
«демография». На этом фоне наше Солнце,
возникшее примерно 4,6 миллиарда лет назад,
— еще вполне «среднего» возраста.
|
21.11.03