"Это наша с тобой биография..." |
Главацкий
М.Е. История интеллигенции России как
исследовательская проблема:
Историографические этюды /Урал. гос. ун-т
им. М. Горького; Исслед. центр «XX век в
судьбах интеллигенции России». —
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. — 160 с.
Новая книга доктора исторических наук, профессора Уральского государственного университета Михаила Ефимовича Главацкого всецело связана с его же недавней монографией «Философский пароход: год 1922-й. Историографические этюды». Автор продолжает развивать избранный им жанр. Этюд для него — удобная, «живая», достаточно выгодная для обобщения результатов научного исследования форма, сочетающая анализ работы историков с реконструкцией самих исторических событий в свете документальных свидетельств эпохи.
Впрочем, то, чем стала интеллигенция сегодня, теперешние ее метаморфозы — все это имеет свои корни в прошлом. Один из ярчайших примеров — случай «Философского парохода». Обзор исторических и архивных исследований на эту тему позволяет проследить истоки конфликта интеллигенции и большевистской власти, причины и поводы принятия этой властью столь радикального решения, роль отдельных исторических фигур и взгляды обеих противоборствующих сторон на происходящее.
Последняя глава, «Этюд третий. Интеллигенция и конформизм» через историографический экскурс раскрывает моральный аспект взаимоотношений человека умственного труда и власти. В центре внимания автора статья В.Ф. Кормера «Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура», написанная в 1969 (!) году и содержащая множество глубоких наблюдений и выводов. В частности, В. Кормер замечает, что «термин «интеллигентный человек» — это вовсе не синоним «честного человека»… У интеллигенции, по сути дела, своя этика, своя нормативная система, в которой неприятие зла не есть императив, необходимость». И это не только губительно для развития общества и страны, но и трагично для самого субъекта: «Интеллигенция не смела выступить не только оттого, что ей не давали этого сделать, но и оттого в первую очередь, что ей не с чем было выступить. Коммунизм был ее собственным детищем… Здесь сразу и ужас падения и наслаждение им; никакой конформизм, никакая адаптация не знают таких изощренных мучений. Бытие интеллигенции болезненно для нее самой, иррационально, шизоидно». Естественно, что только в последние 15 лет ученые и публицисты получили возможность открыто обсуждать проблему конформизма. Так, в МГУ прошла конференция «Интеллигенция в условиях общественной нестабильности: конформизм или духовное лидерство?», в Уральском госуниверситете — «круглый стол», дискуссия, в которой, как пишет М. Главацкий, «столкнулись две культуры — историческая и философская». Что такое конформизм? Можно ведь увидеть в этом явлении не только нравственную ущербность, но и объективно обусловленный, единственно возможный способ сосуществования личности и общества, личности и государства. Следовательно, особо должна быть рассмотрена и диалектика соотношений конформизма (как поясняют словари, приспособленчества, пассивного принятия существующего порядка вещей), сервилизма (раболепия, прислужничества) и толерантности (терпимости и уважения к чужим убеждениям) — как важнейших категорий бытия интеллигенции. М. Главацкий упоминает также и материалы, затрагивающие современную модификацию конформизма: сейчас деятели культуры, образования, науки идут на сотрудничество с властью, более того, на обслуживание ее интересов уже не с целью сохранения своей жизни и физической свободы, но борясь за свое материальное благополучие. Политический и идеологический диктат сменился финансовым, только и всего. От себя автор, завершая главу-этюд, а с ней и всю книгу, заявляет: «Сотрудничество — нормальное состояние. Но при условии, что оно сопровождается сохранением способности критически оценивать действия власти. Думаю, что каждый раз, когда приходится прибегать к конформизму, интеллигент должен подумать: «А как это согласуется с понятиями «честь», «достоинство». В целом новая книга историографических этюдов М.Е. Главацкого воспринимается, на разных уровнях, и как полезное исследование, и как занимательное повествование, чему способствуют и ценные документы, в качестве приложений дополняющие каждую главу: статьи Л.Н. Когана, Ю. Айхенвальда, В.Ф. Кормера, «Список антисоветской интеллигенции Петрограда» (1922 г.) и др. Книга,
как указывает сам автор, является своего
рода промежуточным звеном между более
основательно подготовленными
монографиями, поэтому, видимо, готовилась
в спешке: досадны грамматические ошибки в
тексте, весьма невнятно оформление
обложки. Надеюсь, этих недочетов избежит
следующая, уже запланированная автором
как продолжение серии монография «XX век в
судьбах интеллигенции России.
Историографические этюды».
|
18.12.03