Прямая демократия: архаика или будущее?


   В издательстве УрО РАН выпушла в свет монография В.Н. Руденко «Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты». Это научное исследование комплексного характера, охватывающее обзор и анализ моделей прямого народного правления, обосновывающее методологию исследования конституционно-правовых институтов прямой демократии в современном обществе, а также выявление основных противоречий, пробелов и недостатков законодательного регулирования отношений в сфере прямого народовластия.
   Спектр авторских интересов чрезвычайно обширен: он включает в себя Древние Афины и современную «Электронную Республику», итальянские города-государства и модели древнерусского вечевого устройства, страны Европейского Союза и современную Россию. Столь широкий охват материала позволяет создать концепцию возникновения и реализации прямой демократии, которая видится автору как автократическое, монистическое, синкретическое (не предполагающее разделения властей) образование.

В процессе своей работы исследователь приходит к выводу о том, что организация власти на основе прямой демократии сопряжена с огромными трудностями. К ним относятся, например, необходимость участия в работе народных собраний подавляющего большинства граждан, обязательность принятия решений подавляющим большинством полноправных граждан, финансовые затраты на проведение референдумов и т.д. В силу этих причин прямое народовластие практически никогда не существовало в его «чистом» виде. Даже в тех обществах, государственный строй которых был основан на признании народа непосредственным субъектом властвования, демократическая система всегда содержала в себе элементы представительства.

Говоря о представительстве, автор подчеркивает его неразрывную связь с институтами прямой демократии. Эта взаимосвязь и взаимозависимость особенно ярко проявляются в такой демократической процедуре, как отзыв депутата. В системе современной демократии отзыв дополняет избирательные права граждан и, в отличие от них, способствует сохранению связей граждан со своими представителями на всем протяжении срока их полномочий.

Особое внимание в исследовании уделяется современным российским проблемам. В их контексте рассматриваются и общие собрания (сходы) граждан, и институт народной правотворческой инициативы, и институт отзыва депутата, выборного должностного лица, и институт роспуска выборного органа власти. Эффективность данных институтов прямой демократии зависит от направленности политической системы на согласительную модель; в такой политической системе прямая демократия выполняет функцию гармонизации интересов общества и государства.  Возможность формирования согласительной политической системы позволит говорить о реализации институтов прямой демократии в отечественных реалиях. Прямая демократия ни в коей мере не является архаичным образованием, она (в разумных пределах) — один из оптимальных вариантов осуществления власти народом.

Подробное освещение большинства вопросов, обозначенных в исследовании, неординарные выводы и законодательные предложения свидетельствуют о том, что монография В.Н. Руденко является существенным вкладом в теорию конституционного права.


Л. Сонина, кандидат юридических наук,

г. Челябинск



 


25.12.03

 Рейтинг ресурсов