Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин…
(Б.
Пастернак)
Переменчивый
март, радующий малейшим обещанием — чем
не пора для выставки под названием «Пейзаж
плюс поэзия»? Неподвижность пейзажа —
лишь хрупкое равновесие на границе сна и
пробуждения, а внутренняя музыка поэзии
сродни пению ручья под шапкой сугроба. И
вот, живописные работы и фотографии на
стенах выставочного зала сопровождают
стихи. Дают почувствовать эту скрытую
мелодику — в единстве звучания и силуэта,
ритмического и цветового перехода.
Таково, например, соседство стихов Б.
Пастернака и пейзажных этюдов С. Вотякова:
импрессионистическое, свободное
отношение и к натуре, и к средствам ее
воспроизведения: слову и цвету. Прекрасен
пейзаж со стогами: насколько благородна и
одухотворена бывает простота обыденного
русского пейзажа! Хорош натюрморт с
букетом пионов Т. Рудницкой. Она
выставила живописный цикл «Ностальгия по
Серебряному веку»: картины-иллюстрации к
знаменитым стихам, но приковывает
внимание именно «безымянный», напрямую
не связанный ни с одним стихом букет. В
нем — сами сумерки Серебряного века.
Здесь же — множество акварельных работ,
рядом со стихами тоже выглядящих
поэтическими этюдами. Более строги, но
выразительны, как всякий символ, гуаши Л.
Михайличенко.
И,
наконец, фотография. Лирика природы —
средствами светописи. И даже не письма,
а прикосновений светом, импровизации
светом. Озерные пейзажи К. Корытина, где
столь живописна игра водной поверхности;
этюды А. Скрипова, подчеркивающие прежде
всего цветовые эффекты. Едва
проступающие в эфемерном световом ореоле
пейзажи В. Гудкова, проникнутые нежностью
и сопереживанием, как и стихи А.
Пономарева под одним из снимков: «…Снег и
лед. И реченька моя не поет — зима сковала
горло…». Думаю, замысел организаторов
этой экспозиции удался. Да и может ли кого
оставить равнодушным поэзия пейзажа?
А
«под занавес» марта, с приходом на Урал
уже настоящей весны, в салоне Дома ученых
на выставке «Связь поколений» были представлены
работы члена творческого объединения «Ученые-художники»
старшего научного сотрудника Института
геологии и геохимии УрО РАН, кандидата
геолого-минералогических наук
Александра Юрьевича Кисина и… его внучки,
восьмилетней Полины Притчиной. Вернисаж
получился в высшей степени необычный.
Сдержанный гул взрослой публики
разнообразили детские голоса. Поздравить
Полину пришли ее товарищи по школе №32,
юные певцы и музыканты. Очень тепло было
встречено их выступление, самый
настоящий концерт, включавший всеми
любимые, в том числе, и джазовые, мелодии,
исполненный с истинно весенним
настроением. «Виновников торжества»
приветствовали хозяйка гостиной М.
Макарова, глава объединения «Ученые-художники»
С.Л. Вотяков, родители и педагоги Полины.
Зрители
же могли тут же, на месте, убедиться в
искренности всех прозвучавших похвал.
Выставка удалась, идея сопоставить
живописные миры и творческие манеры, «уживающиеся»
в одной семье, оправдала себя, не осталась
лишь остроумной концепцией. Рисунки
Полины, прежде всего те из них, что
исполнены в технике гуаши, — яркие,
выразительные, интересные по цвету,
открытые фантазии и сказке. Таковы у нее и
пейзажи, и «портреты» животных и цветов.
Если произведения внучки занимали три
стены зала (а всего их у нее более ста), то
деду, соответственно, была предоставлена
лишь одна. Но А. Кисин выставил на этот раз
много новых работ, явно не оставивших
публику равнодушной. Всех поразил
виртуозно воспроизведенный в акварели и
гуаши вид из окна под названием «Непогода»:
вблизи — прозрачность стекла и
прозрачность дождевых струй на нем, а за
стеклом — размытые, дышащие влагой
силуэты деревьев. Нежны, проникновенны и
другие акварели: «Солнце встает», «Тишина»,
«Вечерняя река», «Зимний пейзаж»…
Постоянство восхищенного и
внимательного взгляда на природу — и
разнообразие нюансов, настроений: совсем
как в прозвучавшей на вернисаже музыке
Штрауса, Грига, Морриса, как в нас самих:
сокрыто, но — всегда, особенно — весной…
Е. Изварина
На фото: выставка и ее авторы.
|