Как живешь, очаг культуры?


Недавно в Екатеринбурге состоялась  Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы модернизации деятельности учреждений культурно-досуговой сферы». За сухим названием скрываются насущные, требующие неотложного решения вопросы. Их ставили и обсуждали (впервые в постсоветский период) ведущие ученые-социологи, культурологи, руководители отделами культуры муниципального уровня, директора различных центров народного творчества. Форум проходил под эгидой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Делегации из 47 регионов России принимали областное министерство культуры и Дворец народного творчества.




Местом дислокации форума столица Урала была избрана не только из-за географически выгодного расположения, но и по той причине, что осенью 2003 года Свердловская область стала полигоном по исследованию социокультурной ситуации, которая отражает многие типичные для нынешнего периода явления, связанные с содержанием и эффективностью деятельности культурно-досуговых учреждений  (КДУ).

По заказу  Государственного Российского Дома народного творчества и областного министерства культуры одновременно проводились два мониторинга. В одном из них принимал участие заведующий кафедрой социологии и социальных технологий управления УГТУ УПИ, доктор философских наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук Юрий Вишневский.

— Проведение сразу двух параллельных исследований объясняется желанием получить более достоверную картину или другими мотивами?

— Оба научных коллектива ставили задачу не только проанализировать причины сложной ситуации вокруг КДУ, но и наметить ориентиры, в направлении которых должна развиваться их деятельность. Хотя в некоторых аспектах опросы пересекались, нас в первую очередь интересовали непосредственно культурные запросы земляков, то есть определенный набор благ, которые получают или хотели бы получить от учреждений культуры различные слои населения, а также какова степень их удовлетворенности. Коллеги из Института экономики УрО РАН рассматривали проблему в иной, экономической плоскости и анализировали доступность культурных благ для разных социально-возрастных групп и территорий.

— В Свердловской области из 919 культурно-досуговых учреждений 70% расположены в сельской местности. Какие бы сложности — в первую очередь связанные с безденежьем — не переживали школы искусств, музеи и библиотеки, факт их существования под сомнение не ставится. Клубам и ДК повезло менее всего. Часто приходится слышать, что это «порождение советских времен» свое отжило. Скептицизм объясним – слишком незавидное наследство досталось клубам от прошлой системы. И результаты альтернативного опроса, полученные вашими коллегами, тоже  свидетельствуют о кризисе клубного дела в провинции, о том, что «используемые клубами технологии и формы работы безнадежно устарели». А к каким выводам пришли вы? Отвечает ли деятельность учреждений культуры чаяниям большинства сограждан?

— Утверждать, будто бы клубы и ДК совершенно не учитывают запросы современников, нельзя. У 45% опрошенных (то есть у каждого второго) претензий к их деятельности нет. И они согласны с тем, что в нынешних условиях организаторы досуга делают все, что могут.       

Можно констатировать разные формы неудовлетворенности. Востребованность услуг зависит от типа населенного пункта, в котором проживают опрошенные и уровня образования респондентов. Чем он выше, тем выше и процент недовольных работой традиционных учреждений культуры. В селе запросы ниже, чем в малых и средних городах, и они в основном удовлетворяются.

Треть «неудовлетворенных» просто не имеет возможности посещать культурные заведения по причинам, вызванным общим социально-экономическим кризисом: материальные затруднения, отсутствие свободного времени, усталость после трудового дня. И только на четвертом месте называются недостатки в работе клубов и ДК.

Среди наиболее распространенных пожеланий — доступность цен на услуги и мероприятия, хорошее техническое оснащение, уютность интерьеров и, заметьте, понимание, что должна быть материальная заинтересованность культработников в результатах своего труда.  

Еще одна группа неудовлетворенных респондентов игнорирует клубы, так как у них появилась масса других занятий, с лихвой возмещающих утрату: обширная сеть каналов ТВ, домашнее видео, компьютеры и т.д.

— То есть каждый утоляет свой эстетический голод по-разному, в зависимости от своего культурного уровня и материального состояния?

— Поэтому нельзя рассматривать клубы только с точки зрения их функционирования, непосредственной деятельности. Это односторонний подход. Сама жизнь регулирует как процессы активизации, так и угасания клубного движения, превалирования тех или иных его направлений и целей. Однако неизменной остается первооснова — добровольное объединение творческих личностей, потребность в общении с людьми либо одних интересов, либо пола, возраста, социального статуса, профессии, национальной принадлежности. Не всегда и не везде клубы готовы к коммуникативной роли, прежде всего из-за допотопного оборудования (домашняя аудио-видеоаппаратура у многих солиднее, современнее), и все-таки как потенциальные «очаги» неформального общения они необходимы.

— Но в рамках устаревшей структуры трудно реализовать новые идеи. Поставленные перед необходимостью «выживать», культпросветчики пытаются зарабатывать, сделав платными большую часть своих услуг, наспех переименовав их в коллективы «дополнительного образования». Однако и тут у них появились более  расторопные конкуренты «индустрии коммерческого досуга». Только ленивый не обещает сегодня за определенную плату предоставить услуги по обучению населения музыке, иностранным языкам, организовать семейное или корпоративное торжество, подготовить из малолеток фотомоделей и манекенщиц и т.п. Плюс ночные дискотеки, казино, Internet-заведения. Налицо вытеснение «высокого» искусства «массовой» культурой и шоу-бизнесом и, как следствие – деформация вкусов, в первую очередь у молодежи. Может быть, в этой ситуации клубам следует взять на себя миссию охраны традиционного народного творчества и спасения сограждан от наступления «антикультуры»?

— Становление рыночных отношений, демократизация общества противоречиво сказывается на взаимоотношениях «высокой» и «массовой» культуры. Первая осталась сильно идеологизированной. В условиях деидеологизации происходит отторжение от нее массовой аудитории, так как она предъявляет чрезвычайно большие требования к человеку, ждущим от культуры развлечения и утешения и нередко расходится с его запросами. Поэтому в нынешних условиях многими людьми «высокая» (элитная) культура воспринимается как ориентированная на прошлое, на школьные шаблоны и имена, как несвоевременная (неактуальная) и неуместная. «Массовая» культура, не отличаясь достаточно высоким качеством, выполняет в обществе сложные и важные функции адаптации к цивилизованным процессам, реформам и модернизациям. Перспектива развития культуры в конечном счете определяется тем, какой выбор сделает каждый человек, что он изберет в качестве модели и ориентира своего поведения.

— В предисловии к материалам вашего исследования перечень предлагаемых социальных ориентиров возглавляет «здравый смысл как национальная идеология». И в прежней (советской) нашей жизни его было не густо, да  и в нынешней избытка не ощущается. Многое ли нынче в деятельности клубов идет с ним в разрез?               

— Многое. При этом будем иметь в виду, что устарели как формы и методы работы КДУ, так и критерии их оценки. Например, разумно ли в отчетах и на практике требовать от 1-2-х клубных работников развития многожанровости?

— Правильнее было бы поддерживать не учреждения вообще, а виды творчества. Допустим, в одном муниципальном образовании процветает духовой жанр, в другом -- хоровой, в третьем – народные промыслы… Вот их и надо финансировать, развивать. Так?

— Такая специализация на данном этапе и есть единственное спасение, одно из условий «выживаемости», потому что нельзя угнаться за несколькими зайцами, тем более плохо вооруженному охотнику. 

Не менее губительны для малых «очагов культуры» одноразовость (а не цикличность) мероприятий и их непомерное количество. Ну не в состоянии один специалист, даже очень талантливый и работоспособный, качественно подготовить 7-8 мероприятий в квартал или даже в год. Почему бы не поменяться концертами с соседним районом? Ведь транспортные связи сейчас достаточно развиты. Зачем требовать непременно круглогодичной работы клубов, когда она может быть сессионной? Известен  график отпусков, сезонных видов трудовой деятельности -- можно без проблем спланировать пик и спад посещаемости культурных заведений. 

Анализ ответов респондентов указывает на то, что организаторами досуга недостаточно учитывается специфика запросов различных возрастных групп. С детьми научились работать, с подростками – учимся, у пенсионеров в силу традиции сложилась устойчивая привычка к определенному виду неформального общения. Самый сложный возраст — 30-45 лет…

— Эту возрастную категорию составляют «трудоголики», ориентированные в первую очередь на строительство карьеры. И нет такого «калача», которым можно было бы заманить их в клуб.

— Есть. Это — семейный досуг. Даже жители малых провинциальных поселений (не говоря о средних и крупных городах) исповедуют принцип: да, живем трудно, в семейном бюджете прорехи, однако любимое чадо будем обучать и развивать, во что бы то ни стало. Парадокс, но такая установка отдаляет ребенка от семьи. Развитие форм семейного досуга — один из способов в какой-то мере стабилизировать внутрисемейные отношения, решить проблему разобщенности людей. Надо брать пример с туризма — подобный род услуг вывел его на новый виток развития. 

Еще одна беда. Каждый 3-й респондент указывает на низкую квалификацию клубных специалистов. И эту беду необходимо рассматривать с учетом сегодняшних реалий. Кого готовили и готовят училища и институты культуры? Хореографов, хормейстеров, прикладников. Причем зависимость такая: чем выше квалификация, тем уже специализация. А в отрасли острая нехватка специалистов широкого профиля и прежде всего — менеджеров, грамотных организаторов-координаторов, которые умели бы найти общий язык с властными структурами, меценатами, запросто рассчитать эффективность платных услуг. Этот пробел пытается восполнить наш  ВУЗ совместно с учебно-аналитическим центром областного Дворца народного творчества, осуществляя с 2001 года образовательный проект «Подготовка менеджеров в сфере культуры». Значимость проекта подчеркивает то, что областное министерство культуры под его отработку выделило целевые гранты: 6 менеджеров выпускаются в этом году (для них это второе высшее образование) и 15 (на основе общеобразовательной школы) — в 2005. 

— Рыночная экономика вынуждает нас требовательно и даже прагматично относиться к духовным ценностям. Каким должен стать клуб в результате оптимизации сети КДУ и ее реструктуризации? Может статься, за этими неуклюжими, пугающими многих культработников терминами скрывается благо для них — большая свобода?

— Свобода, да, но какая? Она не должна вылиться лишь в стремление муниципальных управленцев «отбояриться» от нерентабельных объектов. А «свобода востребованности», которая позволит преодолеть ведомственные барьеры, заниматься тем, к чему у посетителей ДК и клубов — потребителей культурных благ — «лежит душа». Тогда клуб станет центром пересечения интересов с высокой концентрацией творческих усилий. Сейчас же что имеем? Библиотека и кружки общеобразовательных школ и клубные буквально раздирают между собой немногочисленных сельских школьников, хотя интеграция вполне возможна, да ведомственность помехой

На нынешнем форуме модернизация деятельности массовых учреждений культуры (клубов, библиотек, краеведческих музеев, детских школ искусств) рассматривалась в свете грядущей административной реформы и реструктуризации бюджетной сферы. Из цифр, озвученных на конференции, останавливают внимание две:  федеральному министерству подведомственно всего 210 учреждений культуры, тогда как в ведении муниципальных органов власти их сосредоточено 119 000! То есть нагрузка на содержание этих организаций в скором времени переместится на плечи собственников и учредителей. Все ли из них смогут, а главное — захотят тащить столь обременительный груз по рыночным ухабам в «светлое капиталистическое будущее»? Делегаты конференции апеллировали в первую очередь именно к Законодательным собраниям субъектов Федерации, адресовав им обращение «О поддержке муниципальной сети учреждений культурно-досугового типа». Документы аналогичного содержания будут направлены в комиссии по культуре Госдумы и Совета Федерации.


Наталья ТАРАБУКИНА



 

05.07.04

 Рейтинг ресурсов