"Пиар" для разума


По традиции мы планировали дать в «НУ» исключительно праздничный материал, посвященный Дню знаний. Поэтому 1 сентября, провожая дочь в школу, я взял казенный фотоаппарат, чтобы сделать фотографии. Линейка закончилась в 9.30 — учитывая часовой пояс, ровно за два часа до трагедии в Беслане. Очень не хочется напоминать читателям о том, что все мы пережили за эти дни, говорить патетические слова о ненависти фанатиков к образованию (скорее всего, террористы просто искали максимальное число жертв) — но без этого не обойтись. Ведь один из источников любого фанатизма — безмыслие, необученность цивилизованно думать и в результате — подмена в человеческом сознании ценностей подлинных эрзац-ценностями, псевдо-представлениями, лже-идеями вплоть до самых сумасбродных. Вот почему сегодня стоит поразмышлять и о другом терроризме — может быть, не столь явном, но так же неизменно сопровождающим нашу жизнь все  последние годы — терроризме против ума, или, если угодно, подлинной научности.




Фото А. Якубовского.   День знаний — 1 сентября — остался одним из немногих праздников, которого не коснулась переоценка. Точно так же говорим мы о том, что человек двадцать первого века невозможен без полноценного образования, что сильная Россия, занимающая достойное место в мире, невозможна без сильной науки и овладения современными технологиями. Что же изменилось? Часто приходится слышать о падении авторитета науки, о росте безграмотности, о падении качества образования, снижении его доступности для целых слоев населения. Все это — по крайней мере, отчасти — правда, и тому есть пространные объяснения, снабженные экономическими выкладками и ужасно похожие на чеховское «среда заела». И точно так же возникает привычный «интеллигентский» вопрос: а что лично я, мы можем сделать, не дожидаясь, пока наше государство — у которого на самом деле много не менее насущных забот — «дозреет» до решения этой проблемы. Не претендуя на выражение каких-то официальных позиций, позволю себе высказать предположение: главная общественная задача научного сообщества — защита науки, популяризация научного мышления.

Современная школа находится в более трудном положении, чем двадцать лет назад. Дело здесь не только в низкой зарплате учителей — она и при советской власти никогда не была адекватна тяжести и ответственности их  труда. Гораздо хуже, что эти усилия не получают моральной и общественной поддержки. В СССР, говоря современным языком, была мощная система «пиара» науки как социального института и знания как духовной ценности. Научно-популярная литература издавалась миллионными тиражами, выходили фильмы и книги об ученых, работали научные кружки школьников, общество «Знание» и т.д. В результате наука, образованность, знание воспринимались обществом как положительная и неотъемлемая сторона нашей жизни. Сейчас это место прочно занято исключительно религиозной, причем почти всегда конкретно-конфессиональной духовностью, которая уверенно претендует на право быть единственной.

Поскольку вся система распространения знаний и информации находилась в одних руках, нас никогда не учили оценивать достоверность получаемых сведений, более того — сомневаться в правдивости прочитанного было признаком «инакомыслия», если не прямой «идеологической диверсией». Сейчас эта наивная вера в печатное слово обернулась против науки. В условиях полной безответственности публичного писания и говорения, когда можно зарабатывать на жизнь проповедью любых, самых бредовых учений и теорий, общество оказалось не в состоянии отличить знание от лже-знания. За «научные знания» выдается все, что угодно: от достаточно безобидных советов по перестановке мебели в квартире с целью достижения счастья и богатства («фэн-шуй») до весьма дорогостоящих проектов по получению энергии «из ниоткуда» и социально опасных измышлений. «Утопить» источник реальных знаний в безбрежном море ерунды — это тоже своего рода терроризм, терроризм против человеческого разума.

А ведь в последнее десятилетие буквально на наших глазах появился массовый, доступный и поистине безграничный информационный ресурс — сеть Интернет, принципиально вовсе лишенная каких-либо средств контроля за содержанием. И учителя, и тем более ученики зачастую оказываются беззащитными перед этой информационной лавиной. Да что учителя, порой и вполне заслуженные научные работники приносят в редакцию свои отклики на поразившую их воображение информацию такого сорта, что, право, и пересказывать-то неудобно.

Объявленная РАН и ведущаяся силами энтузиастов «борьба с лженаукой» пока ограничивается отдельными выпадами в адрес отдельных лиц. Наверное, это закономерно — время «запретительных мер» прошло, и сегодня приходится думать, как сделать так, чтобы серьезные научные знания были не просто конкурентоспособны на информационном рынке, но и не оставляли бы лженауке шанса на выживание.

Видимо, пора задуматься над тем, как сделать доступными хотя бы, с одной стороны, основы, а с другой — последние достижения науки. Думается, Академия не может оставаться в стороне от дела защиты знания. Замечательно, что при ее непосредственном участии ведется работа над Большой Российской энциклопедией, но ведь выпуск при самых благоприятных условиях займет еще десять лет. Наверное, все-таки нужны какие-то Интернет-ресурсы, которые позволили бы оперативно проверять информацию? Пока что единственный ресурс, которому я доверяю безраздельно, как в детстве — это портал о русском языке gramota.ru, созданный «при финансовой поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций». Заметьте, не Министерства образования, не Института лингвистических исследований РАН, а Минпечати! Если бы на сайте любого из академических институтов, помимо утвержденной тематики исследований, можно было бы найти популярное — не упрощенное, а понятное для неспециалиста — объяснение, чем именно данный институт занимается, почему это важно и интересно, какие-то основы научных знаний и новости данной науки, возможно, это бы сдвинуло ситуацию в лучшую сторону. 

Конечно, можно сказать, что подобного рода информационно-научные порталы требуют существенных затрат. И это правда. Однако невежество и засорение голов наших сограждан разного рода лженаучными измышлениями, я полагаю, обходятся стране еще дороже… И уж точно не поднимают престиж отечественной науки и не формируют положительный образ российского ученого. Ведь у Академии есть что продемонстрировать, и о чем рассказать, и чем похвастаться. Отрадно, что в последнее время у УрО РАН стала налаживаться выставочная деятельность. Может быть, стоит подумать и о более широкой системе «пиара», обращенного и к тем, кто завтра придет в вуз, а послезавтра — в академический институт? Наверняка это помогло бы и учителям. Тем, кого мы так любим и перед трудом которых так преклоняемся. Ведь у каждого из нас когда-то был самый первый «научный руководитель» — школьный учитель.


Фото А. Якубовского.


А. ЯКУБОВСКИЙ



 

15.09.04

 Рейтинг ресурсов