"Пиар" для разума |
По традиции
мы планировали дать в «НУ» исключительно
праздничный материал, посвященный Дню
знаний. Поэтому 1 сентября, провожая дочь
в школу, я взял казенный фотоаппарат,
чтобы сделать фотографии. Линейка
закончилась в 9.30 — учитывая часовой пояс,
ровно за два часа до трагедии в Беслане.
Очень не хочется напоминать читателям о
том, что все мы пережили за эти дни,
говорить патетические слова о ненависти
фанатиков к образованию (скорее всего,
террористы просто искали максимальное
число жертв) — но без этого не обойтись.
Ведь один из источников любого фанатизма
— безмыслие, необученность
цивилизованно думать и в результате —
подмена в человеческом сознании
ценностей подлинных эрзац-ценностями,
псевдо-представлениями, лже-идеями
вплоть до самых сумасбродных. Вот почему
сегодня стоит поразмышлять и о другом
терроризме — может быть, не столь явном,
но так же неизменно сопровождающим нашу
жизнь все последние годы — терроризме
против ума, или, если угодно, подлинной
научности.
Современная школа находится в более трудном положении, чем двадцать лет назад. Дело здесь не только в низкой зарплате учителей — она и при советской власти никогда не была адекватна тяжести и ответственности их труда. Гораздо хуже, что эти усилия не получают моральной и общественной поддержки. В СССР, говоря современным языком, была мощная система «пиара» науки как социального института и знания как духовной ценности. Научно-популярная литература издавалась миллионными тиражами, выходили фильмы и книги об ученых, работали научные кружки школьников, общество «Знание» и т.д. В результате наука, образованность, знание воспринимались обществом как положительная и неотъемлемая сторона нашей жизни. Сейчас это место прочно занято исключительно религиозной, причем почти всегда конкретно-конфессиональной духовностью, которая уверенно претендует на право быть единственной. Поскольку вся система распространения знаний и информации находилась в одних руках, нас никогда не учили оценивать достоверность получаемых сведений, более того — сомневаться в правдивости прочитанного было признаком «инакомыслия», если не прямой «идеологической диверсией». Сейчас эта наивная вера в печатное слово обернулась против науки. В условиях полной безответственности публичного писания и говорения, когда можно зарабатывать на жизнь проповедью любых, самых бредовых учений и теорий, общество оказалось не в состоянии отличить знание от лже-знания. За «научные знания» выдается все, что угодно: от достаточно безобидных советов по перестановке мебели в квартире с целью достижения счастья и богатства («фэн-шуй») до весьма дорогостоящих проектов по получению энергии «из ниоткуда» и социально опасных измышлений. «Утопить» источник реальных знаний в безбрежном море ерунды — это тоже своего рода терроризм, терроризм против человеческого разума. А ведь в последнее десятилетие буквально на наших глазах появился массовый, доступный и поистине безграничный информационный ресурс — сеть Интернет, принципиально вовсе лишенная каких-либо средств контроля за содержанием. И учителя, и тем более ученики зачастую оказываются беззащитными перед этой информационной лавиной. Да что учителя, порой и вполне заслуженные научные работники приносят в редакцию свои отклики на поразившую их воображение информацию такого сорта, что, право, и пересказывать-то неудобно. Объявленная РАН и ведущаяся силами энтузиастов «борьба с лженаукой» пока ограничивается отдельными выпадами в адрес отдельных лиц. Наверное, это закономерно — время «запретительных мер» прошло, и сегодня приходится думать, как сделать так, чтобы серьезные научные знания были не просто конкурентоспособны на информационном рынке, но и не оставляли бы лженауке шанса на выживание. Видимо, пора задуматься над тем, как сделать доступными хотя бы, с одной стороны, основы, а с другой — последние достижения науки. Думается, Академия не может оставаться в стороне от дела защиты знания. Замечательно, что при ее непосредственном участии ведется работа над Большой Российской энциклопедией, но ведь выпуск при самых благоприятных условиях займет еще десять лет. Наверное, все-таки нужны какие-то Интернет-ресурсы, которые позволили бы оперативно проверять информацию? Пока что единственный ресурс, которому я доверяю безраздельно, как в детстве — это портал о русском языке gramota.ru, созданный «при финансовой поддержке Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций». Заметьте, не Министерства образования, не Института лингвистических исследований РАН, а Минпечати! Если бы на сайте любого из академических институтов, помимо утвержденной тематики исследований, можно было бы найти популярное — не упрощенное, а понятное для неспециалиста — объяснение, чем именно данный институт занимается, почему это важно и интересно, какие-то основы научных знаний и новости данной науки, возможно, это бы сдвинуло ситуацию в лучшую сторону. Конечно,
можно сказать, что подобного рода
информационно-научные порталы требуют
существенных затрат. И это правда. Однако
невежество и засорение голов наших
сограждан разного рода лженаучными
измышлениями, я полагаю, обходятся стране
еще дороже… И уж точно не поднимают
престиж отечественной науки и не
формируют положительный образ
российского ученого. Ведь у Академии есть
что продемонстрировать, и о чем
рассказать, и чем похвастаться. Отрадно,
что в последнее время у УрО РАН стала
налаживаться выставочная деятельность.
Может быть, стоит подумать и о более
широкой системе «пиара», обращенного и к
тем, кто завтра придет в вуз, а
послезавтра — в академический институт?
Наверняка это помогло бы и учителям. Тем,
кого мы так любим и перед трудом которых
так преклоняемся. Ведь у каждого из нас
когда-то был самый первый «научный
руководитель» — школьный учитель.
|
15.09.04