Археология и этнография межэтнических проблем |
В конце октября в стенах Челябинского государственного университета проходили заседания Второй региональной научно-практической конференции «Этнические взаимодействия на Южном Урале», в организации которой, помимо университета, приняли участие Челябинский научный центр и екатеринбургский Институт истории и археологии Уральского отделения РАН. Южный Урал — край многонациональный, практически все его населенные пункты являются полиэтническими сообществами. Изучение их прошлого и настоящего призвано содействовать разрешению практических задач, поскольку возможность сосуществования различных этносов, их культур, религий и верований — проблема социальная, реально проявляющаяся в повседневных отношениях людей и немаловажная для стратегического планирования в различных сферах. Кафедра археологии, этнографии и социоестественной истории ЧелГУ исследует этнодемографическую ситуацию в регионе и традиционные культуры народов Южного Урала, а результаты этой работы находят воплощение в учебных программах, музейных и выставочных экспозициях и, конечно же, в научных публикациях. Первая конференция «Этнические взаимодействия на Южном Урале» состоялась в 2002 г. С тех пор, как отмечают организаторы, состав ее участников вырос и качественно, и количественно. В этом году в Челябинск прибыли историки, археологи, этнографы из Москвы, Екатеринбурга, Оренбурга,Челябинской и Курганской областей, Башкортостана и Казахстана. Как и два года назад, работали секции археологии и этнографии — в помещениях Музея археологии и этнографии ЧелГУ и Челябинского НЦ УрО РАН. Коллектив историков Уральского отделения РАН представил на пленарное заседание доклад «Современные проблемы этнической истории степной зоны Южного Урала», а также несколько сообщений на секциях. Археологи обсуждали находки древнейших памятников культуры, культовых сооружений, вопросы реконструкции обрядов, верований и обычаев различных народов и цивилизаций, заселявших данную территорию — как истоки, «корни» сегодняшних межнациональных достижений и проблем. Таковы доклады «Об «этнической преемственности» культур поздней бронзы в Южном Зауралье» (А.В. Епимахов, Челябинск), «Металлургическое производство и культурные взаимодействия в эпоху бронзы в Урало-Иртышском междуречье» (С.А. Григорьев, Челябинск), «Этнокультурная карта Южного Урала в предмонгольский период» (В.А. Иванов, Уфа) и др. Степь и лесостепь Южного Урала и Зауралья, по мнению многих исследователей, — и «колыбель», и своеобразный «котел» этносов, важнейший перекресток цивилизаций и культур. «В сложных для деятельности людей условиях степных экосистем, — пишет директор центра «Аркаим» доктор исторических наук Г.Б. Зданович, — формировались уникальные материальные и духовные ценности. Духовная мощь и новые идеи, рожденные в степи, реализовались в дальнейшем в самых высоких достижениях человеческой культуры». На нынешней конференции ученый выступил с пленарным докладом «Концепция музея «Человек и природа Южного Урала» в заповеднике «Аркаим» и вопросы этнической толерантности». На
секции этнографии рассматривались
времена не столь отдаленные: те
межэтнические и межкультурные связи,
которые, по существу, определяют и
сегодняшнее бытование и взаимовлияние
этносов в регионе. В частности, в
программу конференции вошли доклады «Взаимодействие
чувашей и населения Башкортостана в
хозяйственном и культурно-бытовом укладе»
(М.В. Сухарева, Уфа), «Народный календарь
как система адаптации русских
переселенцев Южного Урала (конец XIX —
начало XX века)» (О.Ю. Кормишаева, Челябинск),
«Трудармия в судьбе немцев на Урале» (Е.В.
Хлуднева, Троицк), «Некоторые теневые
стороны социализации молодежи
депортированных народов СССР (1945 — 1955
годы, Южный Урал)» (М.Н. Федченко, Курган).
На пленарном заседании А.А. Рыбалко (ЧелГУ)
выступил с «Кратким анализом этнической
ситуации в Челябинской области по
материалам всероссийской переписи
населения 2002 г.». Статистические данные в
данном контексте иллюстрируют
теоретические построения историков и
этнографов. По результатам переписи,
русских на данной территории в последние
годы стало больше. Но не за счет повышения
рождаемости, а потому что часть украинцев
и белорусов утратили этническое
самосознание и в анкетах назвали себя
русскими. Из-за массовой эмиграции
сократилась численность немцев и евреев,
но в то же время «немцами» при
анкетировании называют себя и те, кто в
действительности лишь на четверть немцы
— самоидентификация по национальному
признаку подвержена различным внешним
влияниям, в том числе и своеобразной моде.
Сегодня задача специалистов — найти пути
оптимизации сосуществования различных
наций, народностей, сообществ и конфессий,
используя богатый исторический опыт их
соседства и взаимодействия на Южном
Урале.
|
20.12.04