"Золотой" юбилей морского ракетостроения |
||||
Пятьдесят лет назад, 16 сентября 1955 года в
Советском Союзе впервые в мире был произведен пуск баллистической ракеты с
подводной лодки. Этот день навсегда вошёл в историю нашей страны как день
рождения стратегического оружия Военно-морского флота – баллистических ракет
подводных лодок (БРПЛ), к созданию которых уральская наука имеет прямое
отношение. Недавно «Наука Урала» рассказывала о выездном заседании
президиума УрО РАН в Государственном ракетном центре «КБ им.академика
В.П.Макеева» (см. № 18 с.г.).
Сегодня — слово его главному конструктору, который вспоминает историю.
В 1945 году в СССР была принята первая
послевоенная кораблестроительная программа 1946–1955 годов, которая наряду с
большим количеством надводных кораблей предусматривала строительство и сдачу
ВМФ 367 подводных лодок. Первой послевоенной дизель-электрической подводной
лодкой стала лодка проекта 613, а в 1953 году вошла в строй и большая
океанская дизель-электрическая лодка проекта 611, при создании которой
отечественные проектировщики использовали опыт германских кораблестроителей.
В эти же годы в нашей стране получило развитие
принципиально новое мощное оружие — баллистические ракеты. Естественно,
встал вопрос о возможности использования этого оружия на флоте. Наиболее
целесообразным было признано вооружить им подводные лодки. И вот почему.
Внедрение нового оружия открывало новое направление и в подводном
кораблестроении, придавая подводным лодкам новое назначение при сохранении
их основного свойства — скрытности и неуязвимости. Ранее основным
назначением подводных лодок было нанесение торпедных ударов по вражеским
кораблям и транспортным судам (вспомним хотя бы подвиги легендарного
подводника Второй мировой войны Героя Советского Союза Александра Ивановича
Маринеско), а также прикрытие своих конвоев на океанских путях. При
вооружении баллистическими ракетами основной задачей подводных лодок
становилось нанесение (или угроза нанесения) ударов по военно-морским базам,
портам, крупным промышленным и административным центрам противника,
расположенным как на побережье, так и в глубине материка.
Для реализации этого нового, совсем
неизведанного направления в кораблестроении советское правительство
утвердило головным предприятием ЦКБ-16 (ныне Санкт-Петербургское морское
бюро машиностроения «Малахит»). Было принято решение применить первую
наземную оперативно-тактическую ракету Р-11М на долгохранимом жидком
топливе, созданную в подмосковном ОКБ-1 НИИ-88 (ныне ракетно-космическая
корпорация «Энергия» имени академика С.П. Королёва), но в морском исполнении
— Р-11ФМ.
Ракета Р-11М предназначалась для стрельбы с
наземных, фиксированных стартовых установок (площадок). Условия стрельбы с
корабля принципиально отличны от наземных, не говоря уже об условиях
хранения и обслуживания ракет на подводной лодке. Особо следует подчеркнуть,
что реализация стрельбы с «подвижного» и «качающегося» основания являлась
очень сложной инженерной задачей как для конструкторов кораблестроителей,
так и для ракетчиков.
В числе первоочередных стояли также вопросы
исследования влияния газовой струи стартующей ракеты на элементы конструкции
и жизненно важные устройства подводной лодки (антенны, перископы),
расположенные в непосредственной близости от места старта.
Одна из дизель-электрических подводных лодок
проекта 611, заложенная на ленинградском заводе «Судомех», была достроена на
заводе № 402, ныне Северном машиностроительном предприятии (г.Северодвинск
Архангельской области) по проекту В611. В рубке лодки были оборудованы две
диаметрально расположенные пусковые шахты для ракет, стрельба которыми
должна была осуществляться с верхнего среза шахты.
В начале сентября 1955 года переоборудование,
швартовные и ходовые испытания лодки были завершены. Подводная лодка
Северного флота с оперативно-тактическим номером «Б-67», которой командовал
капитан второго ранга Ф.И. Козлов, была полностью готова к первому ракетному
пуску.
Ранним утром 16 сентября подводная лодка вышла
в море. Несмотря на свою огромную занятость решением ракетно-космических
проблем тех лет, Сергей Павлович Королёв лично руководил испытаниями с борта
субмарины. Рядом с ним находился главный конструктор лодки Николай Никитич
Исанин. Вскоре лодка пришла на стартовую позицию полигона в Белом море. И
вот после королевской команды «Пуск» в 17 часов 32 минуты состоялся первый в
мире старт баллистической ракеты с подводной лодки. Успешный пуск показал,
что морской вариант сухопутной ракеты Р-11ФМ оказался удачным.
Так был завершен огромный новаторский труд
ракетчиков, кораблестроителей и военных моряков-североморцев по созданию
первой морской баллистической ракеты и первой, в то время экспериментальной,
подводной лодки-ракетоносца. Два великих конструктора — академики С.П.
Королев и Н.Н. Исанин — блестяще выполнили сложнейшую техническую задачу,
совершили настоящий научный подвиг, заложив основы создания ракетно-ядерного
щита нашей Родины.
Завершение разработки ракеты Р-11ФМ,
организация ее серийного производства и, как следствие, морское направление
ракетостроения были переданы С.П.Королевым своему ученику Виктору Петровичу
Макееву, в том же году в тридцатилетнем возрасте назначенному главным
конструктором Уральского специального конструкторского бюро (СКБ-385,
впоследствии Конструкторское бюро машиностроения, а ныне Государственный
ракетный центр «КБ им. академика В.П.Макеева»). Все последующие морские
баллистические ракеты и стратегические ракетные комплексы, а также их
модификации, принятые на вооружение по 1986 год, созданы под руководством
главного (генерального) конструктора академика В.П.Макеева.
Первая морская баллистическая ракета Р-11ФМ
была принята на вооружение в феврале 1959 года (ракетный комплекс Д-1) и
размещена на дизель-электрических подводных лодках проекта АВ611 и проекта
629.
Коллективу Конструкторского бюро машиностроения
предстояло решить следующую первоочередную задачу морского ракетостроения:
реализовать пуск баллистической ракеты из подводного положения ракетоносца,
которая была поставлена в опытно-конструкторской разработке ракетного
комплекса Д-4 с ракетой Р-21.
Были предусмотрены и успешно проведены этапы
летно-конструкторских испытаний с плавстенда и экспериментальной подводной
лодки, необходимых в связи с главной особенностью морского ракетостроения —
подводным стартом. Основной задачей этапов было убедительно доказать
безопасность пуска ракет для обитаемого объекта, которым является подводная
лодка. Испытания проводились пусками экспериментальных ракет, при этом на
плавстенде и экспериментальной подводной лодке воспроизводились натурные
условия по ракетной шахте и пусковой установке. Экспериментальная ракета
соответствовала штатной по массогабаритным характеристикам, стыкам с
пусковой установкой и системами лодки, но отличалась уменьшенным временем
работы штатного маршевого двигателя. Время работы определялось из условия
воспроизведения и отработки участков движения ракеты в шахте, в воде, на
переходном участке «вода-атмосфера» и на начальном воздушном участке полета.
Уменьшенное время работы реализовывалось командой от системы управления и
дублировалось малым количеством одного из компонентов топлива (окислителя).
Основную нагрузку в отработке несли испытания с
плавстенда (8 пусков), на котором воспроизводились практически все стартовые
условия. Испытания с экспериментальной (проекта 613-3 пуска) и штатной
(проекта 629А-1 пуск) подводных лодок продемонстрировали безопасность при
старте с движущейся подводной лодки и доказали допустимость перехода к
испытаниям ракетного комплекса Д-4 пусками ракет Р-21 с головной подводной
лодки проекта 629А. Стрельба производилась из затопленной шахты подводной
лодки. Четырехкамерный маршевый двигатель запускался в воздушный объем,
образованный кормовой частью ракеты и пусковым столом. В ракете была
применена специальная герметизация отсеков, электроразъемов, кабелей и
арматуры для исключения попадания морской воды.
Положительные результаты летно-конструкторских
испытаний с плавстенда и подводных лодок во многом способствовали успешному
завершению опытно-конструкторской разработки и принятию на вооружение ВМФ
ракетного комплекса Д-4 с баллистическими ракетами Р-21, стартующими из
подводного положения дизель-электрических и атомных ракетоносцев.
Но это было уже значительно позже, в мае 1963
года.
P.S. Когда этот номер газеты готовился к
печати, в Санкт-Петербургском союзном проектно-монтажном бюро машиностроения
«Малахит» проходила научно-техническая конференция «ХII Макеевские чтения»,
посвященная 50-летию первого пуска баллистической ракеты с подводной лодки с
участием специалистов Государственного ракетного центра «КБ им.академика
В.П.Макеева» во главе с его генеральным конструктором В.Г. Дегтярем.
|
||||
27.09.05