"Здесь есть я" |
Очередной сезон в импровизированном
фотосалоне Института промышленной экологии УрО РАН открыла выставка работ
Яна Хуторянского — известного журналиста, давно и плодотворно
сотрудничающего с экологами.
Впрочем,
нынешняя экспозиция напрямую не связана с его профессиональной
деятельностью. Впервые решившись продемонстрировать свои фотоэтюды в
екатеринбургском «академическом» квартале по ул. С. Ковалевской, Ян
Борисович отобрал из своего многолетнего и разнообразнейшего архива самые
памятные и дорогие сердцу кадры. Это в полном смысле слова выставка
фотолюбителя, человека, всякий раз движимого любовью и сочувствием к объекту
съемки, стремящегося запечатлеть мимолетное состояние единства ситуации и
настроения, эмоции и пластики. В его работах композиция, ритм, цвет
подчеркивают именно внутреннее состояние автора, передающееся потом и
зрителю. И от зрителя здесь требуется не разгадывание концепции, не оценка
технического мастерства, а сопереживание, эмоциональный отклик.
Сам деликатно «отступая в сторону», автор умеет
показать нечто скрытое от поверхностного взгляда: затаенную жизнь предметов,
городской архитектуры, светомузыку пейзажа. Если в кадре человек — это
человек в «момент истины»: в порыве либо в покое, но все равно — в
неожиданном самораскрытии чего-то глубоко личного, но, возможно,
определяющего индивидуальность.
Многие снимки, представленные на этой выставке,
сделаны в США. Но удивительное дело: заокеанские пейзажи и городские сценки
совершенно определенно ассоциируются с российскими, более того, уральскими и
конкретно свердловскими/екатеринбургскими видами. Не «так снято», а так их
увидел автор. «Так получилось, что вся моя семья — в Америке, — говорит Я.
Хуторянский. — А я, как видно, именно там особенно остро ощущаю красоту
родных мест. Непроизвольно это проявляется в снимках». Один из самых удачных
озаглавлен «Русский мотив». Мотив бесхитростный и щемящий: небо и вода,
песчаный берег, летящий (так и слышится — звенящий) под ветром сухой
камыш... Русский мотив. «Когда стал кадрировать, — рассказывает фотограф, —
только небо чуть обрезал: какое-то оно было слишком американское…»
Мотивы душевных движений не признают границ.
Они вненациональны, да и время им нипочем. Давние, еще черно-белые снимки
лесных троп и аллей, затканных паутиной солнечных лучей – настоящая
светопись, поэзия душевной гармонии, столь редкостного и скоротечного дара,
что и не верится, едва помнится… Но, оказывается, можно остановить
мгновенье, вернуться к себе – лучшему, к себе – настоящему. Что тут можно
добавить словами? «Жена говорит: Ян, почему на твоих снимках людей-то почти
нет? А я отвечаю: как это? — Здесь есть я, мое отношение к происходящему,
мои чувства, настроение. Это, по-моему, главное». По-моему — тоже.
|
20.10.05