"Мы были выше и упрямей своей трагической судьбы..." |
Уральцы на Колыме и Чукотке (1935 — 2000
гг.): Ист.-биогр. альманах. Кн. 3-я. — Екатеринбург, 2005. — 320 с.
Народная историческая память — вещь
удивительная: она не лжет, но она творит мифы, она не обслуживает
господствующую идеологию, но, подсознательно воспринимая ее парадигмы,
одухотворяет и наполняет живым содержанием изначально мертвые, механические
идеологические конструкции. Народная история (историческое знание, а не сам
процесс) рождается и существует по преимуществу в умах и сердцах, в устных
рассказах, и лишь в редких случаях оказывается зафиксированной на бумаге.
Народная история говорит с нами на нашем языке, обращаясь напрямую и к
личной, и к родовой памяти. Она живет диалогом и не навязывает оценок и
определений. Она сама — суд и право, но не коллективный самосуд, выдающий
себя за «момент истины», а нечто наиболее близкое к объективному и
беспристрастному суду времени.
Время — это мы с вами, история — это наши дела
и нереализованные намерения. Вполне возможно, что гении и герои
действительно вершат историю, но делают ее обыкновенные люди. «История —
человек во времени» — писал М. Блок. Все большую значимость приобретают
сейчас фонды, архивы, коллекции устных (записанных на пленку) и письменных
свидетельств рядовых участников этого деяния. Каждое издание подобных
документов — событие нравственного, а не только просветительского порядка. В
Екатеринбурге примером такого поступка, такого издания стал альманах
«Уральцы на Колыме и Чукотке». Летом этого года увидела свет его третья
книга, но стоит напомнить и о первых двух.
Сбор материалов для сборника, выросшего со
временем в настоящую документальную эпопею, начался в 1995 г. по инициативе
екатеринбургского Союза ветеранов войны и труда Крайнего Северо-Востока и
Музея истории Уральской государственной горно-геологической академии. Через
три года в издательстве Академии вышла книга «Уральцы на Колыме и Чукотке
(1933–1997 гг.): Историко-биографический альманах», посвященная 70-летию
геологической службы Северо-Востока. Основным ее содержанием стали
«жизнеописания» выпускников Свердловского горного института и других
уральских вузов и техникумов, в разное время внесших свою трудовую лепту в
разведку и добычу золота и других ценных металлов на малопригодной для жизни
окраине, ставшей, тем не менее, «валютной кладовой» страны. На сегодняшний
день в трех книгах альманаха помещено более 150 таких биографических и
автобиографических повествований. Краткие справки, развернутые мемуары,
письма, стихи, множество бесценных редких фотографий… Смешение жанров и
стилей не заслонило главную идею книги: в хронологическом порядке
восстановить историю северо-восточной уральской «диаспоры» и параллельно —
историю «Дальстроя» (созданного в 1931 г. Государственного треста по
дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы).
Как известно, чаще всего люди попадали сюда не
по своей воле. «Даровая рабочая сила многочисленных лагерей, отлаженная
договорная система «Дальстроя» соединили миллионы человеческих судеб в
освоении сурового края, — пишет в предисловии ректор УГГА И.В. Дементьев. —
Здесь встретились молодой специалист — вчерашний выпускник Свердловского
горного института и солдат, прошедший пять лет войны и получивший «десятку»
Колымы за фашистский плен, — оба горные инженеры. Сюда возвращались, получив
специально образование, дети репрессированных родителей… Следы этого подвига
остались в истории. Но очень многое находится на грани забвения и может уйти
навсегда вместе с участниками этих великих событий».
Первая книга альманаха сразу же была отмечена
как событие культурной и общественной жизни Екатеринбурга, а издатели
получили множество благодарных писем от авторов и читателей со всех концов
России, а также из-за рубежа. На презентации второй книги в УГГА выпускник
Свердловского горного института губернатор области Э.Э. Россель оценил
альманах как свидетельство доброй памяти об уральских геологах, навсегда
теперь оставшейся в истории страны.
Второй выпуск альманаха был приурочен к
85-летию Горной академии. Его основу вновь составили персоналии уральцев,
трудившихся на Северо-Востоке в 1937 — 2000 гг. Именно о таких людях и писал
великий русский поэт, один из миллионов политзаключенных ГУЛАГа Николай
Заболоцкий: «Мы были выше и упрямей своей трагической судьбы». Перед
читателем проходят десятки судеб: трудных, порой трагических — но все-таки
состоявшихся, и этим в конечном счете оправдавших жизнь и работу, время и
место исторической «прописки». Книгу дополнили разделы «Родные вспоминают»,
«Империя УСВИТЛа (Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых
лагерей)», «Первопроходец Колымы В.А. Цареградский», «Колымский эпос», а
также именной указатель, хронология структурных преобразований
горно-геологических организаций и список приисков и рудников на территории
Северо-Востока в XX веке. Оценивая две книги альманаха, заслуженный геолог
РСФСР, доктор геолого-минералогических наук В.М. Мерзляков (Санкт-Петербург)
отмечает, что они «насыщены бесценным фактическим материалом, появление
которого в открытой печати еще совсем недавно было совершенно невозможным…
Благодаря альманаху читатель узнает правду о Колыме».
Третья книга, как и две предыдущие, выпущена в
Уральском государственном горном университете. Ответственный редактор —
геолог с полувековым стажем В.Г. Зенков, в редколлегию вошли д.г.-м.н. Л.В.
Анфимов, д.т.н. Б.С. Григорькин, В.К. Долганов, к.г.-м.н. Н.В. Ичетовкин,
В.В. Лобанов, к.г-м.н. Ю.А. Поленов, Р.З. Пчелинцева. Кроме материалов,
продолжающих основную канву альманаха, в книгу включены новые разделы:
«Уральцы в Саха-Якутии» и «Традиции. Культура. Искусство», а также
исторические очерки: «Северо-Восток в годы Великой Отечественной войны»
(геологическое освоение края и развитие горной промышленности), «Развитие
горно-геологического дела в Якутии», «История Северо-Востока в лицах» и «К
истории открытия золото-серебряных месторождений Охотско-Чукотского
вулканогенного пояса». Создатели альманаха, как видим, стремятся установить
баланс частного взгляда (биографии, авторские воспоминания, стихи и рассказы
и т.д.) и хронико-документального обобщения, в результате чего читателю
открывается действительно эпоха, специфическая культурная общность,
цивилизация, «архипелаг» внутри материка, не только уходящий нынче на дно
памяти, но и действительно стоящий на грани исчезновения. Под лозунгами
экономической реформы и демократизации на деле шло разграбление и
торжествовала моральная деградация. Северные территории — предприятия и
люди, целые населенные пункты — оказались вычеркнутыми из державных планов
на будущее. В послесловии к третьей книге авторы подводят неутешительный
итог: «Разбазаривание недр России, совершающееся в последнее десятилетие,
привело к тому, что основное достояние страны — ее полезные ископаемые —
переданы в собственность иностранных компаний, и практически вся прибыль от
их добычи уходит за границу… В год 50-летия образования Магаданской области
из 168 населенных пунктов «в живых» в ней осталось 88. Население области
сократилось на 41%, а население Чукотского автономного округа уменьшилось
почти в три раза. Из горных предприятий выжил лишь один Сусуманский ГОК,
добывающий ежегодно около 5 тонн золота. В Магаданской области проживает 46
тысяч пенсионеров, не имеющих возможности выехать на материк.
Геологоразведочные работы на золото практически прекращены. Дорабатываются
последние тонны запасов, разведанных еще в советское время… А между тем, по
оценкам специалистов, в недрах Колымы запасы рассыпного золота только в
техногенных образованиях составляют не менее 500 тонн». Чтобы жить, человек
нуждается в нравственной опоре — не только в прошлом, но и в будущем.
Частица народной памяти сохранена, альманах «Уральцы на Колыме и Чукотке»
издается и находит благодарного читателя. Но — что же дальше?
|
01.11.05