Челябинский трансферт инноваций |
В нынешнем году при президиуме
Челябинского научного центра УрО РАН создан Южно-Уральский центр трансфера
технологий (ЮУЦТТ). Этому событию предшествовало участие в конце минувшего
года ЧНЦ УрО РАН в конкурсе Федерального агентства по науке и инновациям на
право проведения научно-исследовательских работ по теме «Исследование
инновационного потенциала Уральского Федерального округа с целью развития и
поддержания системы центров трансферта технологий». Это исследование
проводится в рамках Федеральной целевой научно-технической программы
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и
техники» на 2002-2006 годы. По итогам конкурса был выигран грант и заключен
контракт на 2005 г. для проведения работ.
Соисполнителями ЧНЦ УрО РАН стали
Южно-Уральский госуниверситет и Институт металлургии УрО РАН. ЮУрГУ взялся
за разработку предложений по развитию инновационной инфраструктуры в
регионе, поиск и инвентаризацию научных разработок, пригодных для инноваций.
А вкладом ИМЕТ в общее дело стала разработка методических рекомендаций по
управлению интеллектуальной собственностью научных организаций различной
организационно-правовой формы и разработки бизнес-плана для ЦТТ.
Каковы основные задачи Южно-Уральского центра
трансфера технологий? С этим вопросом наш корреспондент обратилась к
директору центра, главному ученому секретарю Челябинского научного центра
УрО РАН Борису Рафаиловичу Гельчинскому. Вот что он ответил:
— Проведение инвентаризации научных разработок
вузов, академических и отраслевых институтов Челябинской области и
Уральского региона. Выявление инновационных разработок, обеспечивающих
ускоренное развитие промышленных предприятий и создание новых видов
продукции. Организация взаимодействия научных организаций и промышленных
предприятий. Анализ имеющегося инновационного потенциала и инфраструктуры.
Разработка предложений по активизации инновационной деятельности Челябинской
области. Обеспечение трансфера высокоэффективных технологий. Увеличение
объема продаж на внутреннем и внешнем рынке наукоемкой продукции.
— Что сделано центром за неполный год его
существования?
— Совместно с правительством Челябинской
области и Южно-Уральским госуниверситетом проведены три научно-практических
семинара по дальнейшему продвижению и коммерциализации законченных
научно-технических разработок академических институтов и вузов, получивших
поддержку в рамках региональной программы РФФИ-Урал и программы «Старт».
Сотрудники Центра приняли участие в работе
первого Российского венчурного форума (Санкт-Петербург, 6–7 октября 2005
г.), во втором Евро-Азиатском форуме инвестиций и инноваций и Уральской
венчурной выставке-ярмарке «Инновации-2005» (Екатеринбург, 26–28 октября
2005 г.), в работе Международного семинара «Формы и механизмы международного
инновационного сотрудничества в области трансфера технологий.
Франко-российская технологическая сеть и новые инициативы» (Обнинск, 1–3
ноября 2005 г.).
Ведется технологический аудит вузов Челябинска
и области, а также академических институтов с целью выявления наиболее
значимых и готовых для коммерциализации научно-технических разработок
прикладного характера.
Центром проведена комплексная экспертиза
проектов, участвующих в конкурсе по программе «Старт» фонда ФСРМП НТС .
Центр осуществляет мониторинг 12 проектов, получивших поддержку Фонда, и
проводит консультации по организации малых инновационных фирм,
инновационному менеджменту и оценке рынка нового продукта.
Сформирована база данных по инновационным
проектам для малого и среднего бизнеса по УрФО. Завершается разработка сайта
центра в сети интернет. На нем будут размещены материалы по инновационным
конкурсам, выставкам, конференциям, инвестиционным проектам, методические
рекомендации и публикации по трансферу технологий и управлению
интеллектуальной собственностью, итоги конкурса по программе «Старт» по УрФО.
— Выявились ли какие-то проблемы в деятельности
Южно-Уральского центра трансфера технологий?
— Для дальнейшей эффективности работы и
продвижения новых технологий на рынок необходима финансовая поддержка центра
как со стороны федеральных, так и региональных властных структур по крайней
мере в течение ближайших трех лет. Существует проблема привлечения и
подготовки кадров, в особенности специалистов по инновационному менеджменту,
для сопровождения проектов и организации нового научно-производственного
бизнеса. Необходимо принятие на федеральном и местном уровнях новых
нормативно-правовых актов, касающихся управления интеллектуальной
собственностью, налоговых льгот и долгосрочных инвестиционных кредитов для
малых инновационно-технологических фирм.
|
24.11.05