Физтех - УрО РАН: перспективы взаимодействия |
В конце прошлого года в УГТУ-УПИ состоялось
расширенное заседание ученого совета физико-технического факультета,
посвященное перспективам совместной работы с институтами УрО РАН. Основной
доклад на нем сделал профессор, заведующий кафедрой физических методов и
приборов контроля качества физтеха, директор института инноватики УГТУ
Всеволод Семенович Кортов. Предлагаем изложение этого конструктивного и
весьма актуального для наших читателей выступления.
…Речь идет не только об интеграции. Достаточно
глубокая интеграция с академическими институтами сложилась у нас давно,
значительно раньше, чем была объявлена соответствующая официальная
программа. Это связано с тем, что физтех всегда был стартовой площадкой для
многих научных работников академических институтов. Только среди их
руководителей сегодня — тридцать выпускников факультета, из которых 3
академика, 4 члена-корреспондента и 23 главных научных сотрудников,
директоров и заместителей директоров. Особенно укрепились наши связи в
последние годы, когда действовала государственная программа поддержки
интеграции. Совместные финансируемые проекты имели большинство технических
кафедр факультета. Налажено сотрудничество со всеми родственными факультету
институтами УрО РАН: физики металлов, электрофизики, химии твердого тела,
высокотемпературной электрохимии, геофизики, промышленной экологии,
теплофизики, математики и механики.
Академические ученые активно участвуют в
учебном процессе. В настоящее время на факультете работает 46 совместителей
из институтов УрО РАН. Ежегодно десятки наших выпускников защищают дипломы в
этих институтах, многие остаются там работать. В них созданы и успешно
функционируют несколько филиалов кафедр физтеха. Однако сегодняшние реалии
заставляют задуматься о будущем нашей совместной работы.
Мы выдержали почти пятнадцатилетний период
«выживания», когда резко сократилось финансирование вузов и академических
НИИ из госбюджета, до минимума упали заказы от разрушенной промышленности.
Унизительные зарплаты научных работников и преподавателей вузов привели к
падению престижа науки в глазах молодых людей. Появились большие трудности с
пополнением академических институтов и вузов молодыми сотрудниками. В
результате академическая наука и вузы имеют одну большую общую проблему —
старение научных кадров. Другая проблема связана со старением материальной
базы, прежде всего — с недостатком современного научного оборудования.
Особенно пострадали вузы, которые за последние 10 лет получали на
финансирование НИР крайне незначительные средства — в 10 раз меньше, чем
академические НИИ. В УГТУ-УПИ недостаток аналитического оборудования прежде
всего почувствовали такие факультеты, как физтех и химфак, где объем
фундаментальных исследований традиционно велик. В такой обстановке, видя
ненормальность ситуации, государство объявило о необходимости реорганизации
науки и образования. Основные направления этой реорганизации известны. Для
нас актуален один вопрос: что надо делать, чтобы в новых условиях сохранить
высокий уровень научных исследований и подготовки кадров как в академических
институтах, так и на физтехе? Самый общий ответ такой: еще теснее объединить
наши материальные, кадровые, интеллектуальные, информационные ресурсы. При
этом на первом этапе должны решиться две главные задачи: с одной стороны,
физтеху следует принять на себя обязательства базового факультета для
профильных НИИ УрО РАН, помогать им в решении кадровой проблемы и
организации образовательной деятельности с привлечением ученых Академии; с
другой — академические институты должны помочь физтеху в проведении научных
исследований, предоставляя оборудование и участвуя в совместных темах. Для
решения этих задач можно предложить следующее:
во-первых, определить перспективные потребности
в специалистах различного профиля для академических институтов и физтеха;
во-вторых, организовать на физтехе подготовку
элитных специалистов-исследователей по основным направлениям фундаментальных
и прикладных исследований институтов УрО РАН, сотрудничающих с факультетом;
в-третьих, совместно готовить кадры через
магистратуру, аспирантуру и докторантуру;
в-четвертых: проводить совместные научные
исследования по приоритетным направлениям науки и техники.
Для реализации этих планов необходимо:
1. Создать эффективную систему отбора
талантливой молодежи как в период обучения в школе, так и во время учебы в
университете. Физтех должен играть в этом главную роль. По примеру
московского физтеха надо организовать постоянно действующую заочную
физико-техническую школу, разработать не формальную, а действительно
эффективную процедуру собеседования при зачислении абитуриентов,
организовать «выездные» вступительные экзамены, особенно в городах «физтеховского»
профиля. Нужно разработать систему отслеживания и опеки талантливых
студентов в процессе обучения. Важнейшим ее элементом должно стать раннее
вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу.
2. При организации целевой подготовки
специалистов-исследователей привлекать к преподавательской деятельности
ведущих ученых институтов УрО РАН. Таким ученым может поручаться чтение не
только лекций по дисциплинам учебных планов специальностей, но и чтение
дополнительных глав и дисциплин отобранным для элитной подготовки студентам
(не важно, что в таких группах будет по 4–5 человек). При этом и физтех, и
руководство академических институтов должны найти возможность для доплат
сотрудникам НИИ, привлекаемым к целевой подготовке элитных специалистов, как
за выполнение особо важной работы.
3. Необходимо, чтобы отобранные для элитной
подготовки студенты уже со 2-го или 3-го курса вливались в научные
коллективы лабораторий РАН, выполняли свои курсовые работы, УИРС, проходили
производственную практику и дипломирование по тематике этих лабораторий,
создавая базу для магистерских и кандидатских диссертаций.
4. Нужно рассмотреть и решить вопрос о
координации с профильными НИИ УрО РАН планов подготовки кадров через
магистратуру, аспирантуру и докторантуру.
5. Еще одно важное и новое направление
совместной деятельности – открытие на физтехе новых специальностей и кафедр
под нужды академической науки. Существуют актуальные новые направления науки
и техники, по которым вузы самостоятельно не могут готовить специалистов
из-за отсутствия необходимого научного оборудования. В качестве примера
можно привести такие области, как высокопроизводительные вычисления,
нанотехнологии, плазменные, лазерные, ионно-лучевые технологии синтеза и
обработки материалов. При этом по согласованию с ректоратом возможно
создание базовых кафедр в академических НИИ или традиционных кафедр на
физтехе, которые возглавляли бы ученые академических институтов.
Теперь о совместных научных исследованиях.
Физтех готов заявить, что генеральным
направлением его научно-исследовательской деятельности является участие
кафедр факультета в решении приоритетных задач фундаментальной и прикладной
науки, критических технологий, разрабатываемых в институтах УрО РАН. Имея
большой опыт прикладных исследований, физтех может оказывать существенную
поддержку выходу результатов фундаментальных исследований институтов УрО РАН
в промышленность и на рынок.
С этой целью необходимо:
1. Согласовать перечень совместных научных
направлений при формировании тематики научных исследований через ученый
совет ФТФ и ученые советы академических институтов.
2. Выйти с совместными предложениями по целевым
научным программам в Федеральное агентство по науке и инновациям и в
Федеральное агентство по образованию, в российские и зарубежные научные
фонды (РФФИ, INTAS и другие).
3. Разработать механизм наших взаимоотношений,
позволяющий профильным академическим институтам по согласованию
предоставлять кафедрам физтеха возможность использования научного
оборудования в своих лабораториях. Равным образом аналогичные маханизмы
взаимодействия относятся и к структурным подразделениям физтеха. Для
выполнения совместных работ должны формироваться временные
научно-исследовательские коллективы из числа сотрудников физтеха и
институтов РАН на правах совместительства.
4. Необходима также согласованная политика
руководства профильных институтов УрО РАН и физтеха относительно приглашения
и приема иностранных ученых, командирования научных работников, аспирантов и
студентов за границу, проведения международных конференций и симпозиумов.
При этом следует привлекать зарубежных ученых, приезжающих в Институты УрО
РАН, к чтению лекций студентам и сотрудникам.
Какими видятся организационные формы такого
сотрудничества?
1. Договор о стратегическом партнерстве между
базовым факультетом — физтехом и профильными институтами УрО РАН, который
должен утверждаться ректором УГТУ-УПИ и председателем УрО РАН.
2. Двухстороннее сотрудничество кафедр физтеха
может регулироваться отдельными договорами о сотрудничестве.
Среди наиболее важных конкретных
организационных вопросов стоит указать следующие:
— Нужно обеспечить возможность пользования
всеми услугами библиотеки УрО РАН научным сотрудникам, аспирантам и
докторантам физтеха, а также студентам, проходящим элитную целевую
подготовку для работы в академических институтах, в том числе получение
через Internet полных текстов статей в иностранных журналах.
— Нужно обсудить вопросы совместного
использования баз данных серверов физтеха и академических институтов, а
также порядок доступа сотрудников сторон к информационным ресурсам этих
серверов.
— Можно также обсудить, получив согласие
ректората, возможность предоставления выпускникам физтеха, переходящим на
работу в профильные институты УрО РАН, мест в общежитии факультета сроком на
2–3 года с заключением индивидуальных договоров на оплату проживания.
— Руководству физтеха следует обсудить с
ректоратом возможность предоставления спорткомплекса УГТУ-УПИ, его баз
отдыха, детсада для работающих на физтехе преподавателей – совместителей из
институтов УрО РАН на тех же условиях, что и для штатных сотрудников
УГТУ-УПИ.
Это — лишь контуры углубления нашего
сотрудничества на новой основе и в новых условиях. Реальные черты мы сможем
определить после дальнейших серьезных обсуждений.
|
06.02.06