Дверь в живописное лето |
Давно замечено: в екатеринбургском Доме ученых
особенно многолюдными и в то же время особенно теплыми, по-настоящему
праздничными получаются вечера-вернисажи творческого объединения
«Ученые-художники». В чем секрет такой популярности? Думается, в особой
атмосфере «тройственного союза» художников, их друзей-почитателей и… самих
произведений, которые на вернисаже не только украшают стены, но становятся
равноправными собеседниками, без преувеличения — говорят за себя и за
автора.
Первого февраля открылась традиционная общая
выставка «Ученых-художников», на которой были представлены работы разных
жанров, выполненные в различной технике, отличающиеся по стилю и авторской
концепции. Если что их и объединяло, так это как всегда доброжелательный,
искренний интерес публики, умение авторов экспозиции показать и «всех
вместе», и «каждого в отдельности» — не выделяя, а выгодно объединяя и
сравнивая. Возле многих работ зрители останавливались подолгу, тем более что
была возможность поделиться впечатлениями с присутствующими здесь же
авторами. Интересным дополнением к программе вечера стала презентация книги
одной из участниц выставки В.Н. Кардапольцевой. Монография «Женщина и
женственность в русской культуре» (Москва–Екатеринбург, 2005) — ее вклад в
обсуждение места и роли женщины в современной российской действительности.
История культуры здесь призвана помочь актуальным социально-психологическим
гендерным исследованиям.
Кстати говоря, среди авторов выставленных работ
немало женщин, умеющих передать в рисунке и живописи свое видение мира. Мне
запомнились два небольших, но хорошо написанных, а до этого, видимо, глубоко
пережитых автором пейзажа Т.Г. Рудницкой, названных строчками из всеми
любимой песни на стихи Я. Смелякова. «Забинтуйте мне голову русской лесною
дорогой…»: мягкий колорит ранних сумерек, особое настроение созерцателя,
оказавшегося один на один с лесом. А рядом — «…и укройте меня покрывалом в
осенних цветах»: краски осени, движение лиственных крон — зримо отвечают
движению души. Противоположную стену зала украсила «Дорога к дому» С.Л.
Вотякова: совсем другая живописная манера — подчеркнуто экспрессивная,
сохраняющая непосредственность мгновенного впечатления и настроения, —
совсем другая дорога…
Среди графических опытов можно отметить живые и
выразительные портреты Л. Толстого и С. Есенина работы В.Е. Щербинина.
Однако в целом преобладающим жанром стал пейзаж: сказывается видимо, тоска
по теплу и краскам лета, охватывающая нас на исходе зимы…
Картина С.Л. Вотякова «Портрет Паганини».
В.Н. Кардапольцева.
На выставке.
|
27.02.06