Алгоритмы перемен |
Дмитрий Кокшаров занимается
компьютерным моделированием. Он поступил в аспирантуру Института геофизики
УрО РАН полтора года назад и уже защитил кандидатскую диссертацию. Работать
над ней начал еще на четвертом курсе матмеха УрГУ – три года в общей
сложности. Тема диссертации связана с новыми алгоритмами, которые позволяют
интерпретировать результат измерений гравитационного и магнитного поля для
поиска полезных ископаемых и решения задач, помогающих понять внутреннее
строение Земли.
Математика Дмитрию нравилась всегда, а вот геофизикой он
увлекся благодаря встрече с доктором физикоматематических наук Петром
Сергеевичем Мартышко. Он читал спецкурс у них на факультете и предложил
студентам в качестве экзамена не зубрить ответы на билеты, а провести
небольшое научное исследование. У Димы получилось. Появился интерес к
научной деятельности.
У Дмитрия обо всем есть
свое мнение. Он его не скрывает и не навязывает другим.
Иногда предпочитает промолчать, но не потому, что боится
высказать свою точку зрения, а просто не хочет задеть чьето самолюбие или не видит
смысла затевать спор. На вопрос, какой он увидел Академию изнутри, аспирант ответил уклончиво:
— Многоплановой. Частично я ее так и представлял,
частично нет.
— Дмитрий, как вам кажется, что нужно сделать
для того, чтобы молодежь пошла в науку, кроме увеличения
зарплаты в этой сфере?
— Нужна стабильность.
Допустим, человек приходит
работать на какой-то проект.
Проект завершен, и непонятно, что дальше, как он будет
развиваться. Если «чистый»
ученый покидает науку, устроиться в другой отрасли ему
бывает достаточно сложно.
Потому что чаще всего, если он не занимается дополнительно какой-то другой деятельностью, то ни в чем, кроме
своей, порой достаточно узкой области знаний и смежных сфер не разбирается.
На открытом рынке труда он становится почти неконкурентоспособным.
— Но вам-то беспокоиться не о чем. Математики востребованы. Для них есть вакансии практически во всех
сферах деятельности – и в
науке, и в промышленности, и
в бизнесе, и в банковском деле. Когда вы поступали на математико-механический
факультет, то учитывали это
обстоятельство или просто пошли по этой стезе из любви к математике?
— Мне нравилась математика и то, что я знаю не
только математику, но компьютерную науку. Сейчас очень актуальны вычислительные методы исследований. Значительная часть задач, которые можно было решить с помощью
ручки и тетрадки, уже решены.
И наоборот, в вычислительной
математике появляется все больше новых интересных моделей, требующих привлечения серьезных компьютерных
ресурсов – предсказание погоды, землетрясений, техногенных явлений, обработка изображений, поиск полезных ископаемых, решение обратных
задач различных типов.
— Сегодня моделирование
в моде. Но отношение к нему
весьма противоречивое.
Одни считают его чуть ли
ни панацеей на все случаи
жизни, что можно смоделировать любой процесс и получить результат, не тратя
средства и время на проведение дорогого эксперимента. Другие уверены, что в
модели всех обстоятельств учесть невозможно, закладываемые параметры весьма
условны и результаты достаточно сомнительны. С помощью составления модели
невозможно выявить те нюансы, которые неизбежно обнаружатся при проведении
эксперимента.
— Есть сферы, где без моделирования в
принципе невозможно обойтись. Например, ядерная физика, астрономия. Ряд
объектов просто недостижим для обычных средств измерения, мы не можем их увидеть, «потрогать
руками». Это большая часть
современной физики и любые области, где невозможно провести эксперимент.
— Ваше рабочее место, как я понимаю, за
компьютером –
графики, формулы, цифры. Вы
берете данные у геофизиков и
обрабатываете их. Скажите,
это кропотливая работа или
озарение?
— Прежде всего это достаточно кропотливая
работа
— целый комплекс задач технических, теоретических, с привлечением
компьютерного моделирования, новых компьютерных технологий, это — алгоритмы,
решение структурных обратных задач гравиметрии и магнитометрии. Иногда
бывает какое-то озарение. Но потом это надо облечь в формулы, цифры, алгоритмы. Если
повезет, то все заработает с первого раза. Но, бывает, с первого раза не получается. Начинается кропотливый процесс
поиска ошибок в коде программы, алгоритме, может быть, в
самом подходе к решению…
— На работе — компьютер, дома — компьютер. А увлечение у вас какое-то есть,
возможно, это — компьютерные игры?
— Когда учился в школе,
то да. А сейчас я занимаюсь
компьютерной графикой, и
компьютерные игры интересуют меня скорее с точки зрения того, «как это сделано». А
увлечения — чтение, классическая музыка (филармония), театр. Особенно люблю
ходить в театры в новых, незнакомых городах, когда бываю там в
командировках. Мне интересен их репертуар, что там ставят, каков уровень
этих постановок.
— А говорят, современная
молодежь совсем не читает...
— Это кто как. У меня масса знакомых, моих ровесников,
очень даже читающих.
— Как вы думаете, чем
ваше поколение отличается от среднего и старшего, например, среди коллег по
институту?
— Наверное, ментальностью. Наше поколение не похоже ни на советскую, ни на заграничную молодежь. Научным
руководителям приходится
приспосабливаться к нам.
— Или вам к ним...
— И им к нам тоже. Может
быть, этим мы и отличаемся.
Если молодому выпускнику
вуза некомфортно или неинтересно работать в данной организации, то он пойдет туда, где
решают более интересные задачи, туда, где динамично развиваются. Где эти задачи нахо-
дят свое продолжение и выливаются в новые, которые требуют дальнейшего развития
сотрудников и так далее —
словом, где есть перспектива.
В свои 24 года Дмитрий
уже успел попробовать себя в
разных сферах деятельности,
например, зарекомендовал
себя в НПО «Автоматики».
Владение компьютерной графикой — тоже ценная профессия. Хорошая у нас молодежь
— красивая, умная, воспитанная, мобильная. Нам действительно есть чему не только их
научить, но и поучиться у них.
Они способны изменить Академию изнутри без всяких надуманных реформ, лишь бы
старшее поколение было готовы к этим переменам.
|
07.04.06