Алгоритмы перемен

 
 

Дмитрий Кокшаров занимается компьютерным моделированием. Он поступил в аспирантуру Института геофизики УрО РАН полтора года назад и уже защитил кандидатскую диссертацию. Работать над ней начал еще на четвертом курсе матмеха УрГУ – три года в общей сложности. Тема диссертации связана с новыми алгоритмами, которые позволяют интерпретировать результат измерений гравитационного и магнитного поля для поиска полезных ископаемых и решения задач, помогающих понять внутреннее строение Земли.


 



 

Дмитрий Кокшаров. Фото Т. Плотниковой.   Математика Дмитрию нравилась всегда, а вот геофизикой он увлекся благодаря встрече с доктором физикоматематических наук Петром Сергеевичем Мартышко. Он читал спецкурс у них на факультете и предложил студентам в качестве экзамена не зубрить ответы на билеты, а провести небольшое научное исследование. У Димы получилось. Появился интерес к научной деятельности.

   Сегодня он работает в лаборатории математической геофизики под руководством Петра Сергеевича. По словам Димы, их заведующий, он же директор института, задает ритм коллективу лаборатории и всему институту. Заметно, что к своему научному руководителю аспирант относится с большим уважением. Есть у него и другие авторитеты в геофизике, например, В.Н. Страхов, и особенно А.В. Цирульский. Дмитрий узнал об этой колоритной личности и по его научным работам, и по рассказам знавших его сотрудников лаборатории. А академик Николай Николаевич Красовский произвел на Диму Кокшарова большое впечатление, когда он еще учился в 9-й гимназии Екатеринбурга. Школьник познакомился с ним во время проведения математических олимпиад.
 

У Дмитрия обо всем есть свое мнение. Он его не скрывает и не навязывает другим. Иногда предпочитает промолчать, но не потому, что боится высказать свою точку зрения, а просто не хочет задеть чьето самолюбие или не видит смысла затевать спор. На вопрос, какой он увидел Академию изнутри, аспирант ответил уклончиво:
 

— Многоплановой. Частично я ее так и представлял, частично нет.
 

— Дмитрий, как вам кажется, что нужно сделать для того, чтобы молодежь пошла в науку, кроме увеличения зарплаты в этой сфере?
 

— Нужна стабильность. Допустим, человек приходит работать на какой-то проект. Проект завершен, и непонятно, что дальше, как он будет развиваться. Если «чистый» ученый покидает науку, устроиться в другой отрасли ему бывает достаточно сложно. Потому что чаще всего, если он не занимается дополнительно какой-то другой деятельностью, то ни в чем, кроме своей, порой достаточно узкой области знаний и смежных сфер не разбирается. На открытом рынке труда он становится почти неконкурентоспособным.
 

— Но вам-то беспокоиться не о чем. Математики востребованы. Для них есть вакансии практически во всех сферах деятельности – и в науке, и в промышленности, и в бизнесе, и в банковском деле. Когда вы поступали на математико-механический факультет, то учитывали это обстоятельство или просто пошли по этой стезе из любви к математике?
 

— Мне нравилась математика и то, что я знаю не только математику, но компьютерную науку. Сейчас очень актуальны вычислительные методы исследований. Значительная часть задач, которые можно было решить с помощью ручки и тетрадки, уже решены. И наоборот, в вычислительной математике появляется все больше новых интересных моделей, требующих привлечения серьезных компьютерных ресурсов – предсказание погоды, землетрясений, техногенных явлений, обработка изображений, поиск полезных ископаемых, решение обратных задач различных типов.
 

— Сегодня моделирование в моде. Но отношение к нему весьма противоречивое. Одни считают его чуть ли ни панацеей на все случаи жизни, что можно смоделировать любой процесс и получить результат, не тратя средства и время на проведение дорогого эксперимента. Другие уверены, что в модели всех обстоятельств учесть невозможно, закладываемые параметры весьма условны и результаты достаточно сомнительны. С помощью составления модели невозможно выявить те нюансы, которые неизбежно обнаружатся при проведении эксперимента.
 

 — Есть сферы, где без моделирования в принципе невозможно обойтись. Например, ядерная физика, астрономия. Ряд объектов просто недостижим для обычных средств измерения, мы не можем их увидеть, «потрогать руками». Это большая часть современной физики и любые области, где невозможно провести эксперимент.
 

— Ваше рабочее место, как я понимаю, за компьютером – графики, формулы, цифры. Вы берете данные у геофизиков и обрабатываете их. Скажите, это кропотливая работа или озарение?
 

— Прежде всего это достаточно кропотливая работа — целый комплекс задач технических, теоретических, с привлечением компьютерного моделирования, новых компьютерных технологий, это — алгоритмы, решение структурных обратных задач гравиметрии и магнитометрии. Иногда бывает какое-то озарение. Но потом это надо облечь в формулы, цифры, алгоритмы. Если повезет, то все заработает с первого раза. Но, бывает, с первого раза не получается. Начинается кропотливый процесс поиска ошибок в коде программы, алгоритме, может быть, в самом подходе к решению…
 

— На работе — компьютер, дома — компьютер. А увлечение у вас какое-то есть, возможно, это — компьютерные игры?
 

— Когда учился в школе, то да. А сейчас я занимаюсь компьютерной графикой, и компьютерные игры интересуют меня скорее с точки зрения того, «как это сделано». А увлечения — чтение, классическая музыка (филармония), театр. Особенно люблю ходить в театры в новых, незнакомых городах, когда бываю там в командировках. Мне интересен их репертуар, что там ставят, каков уровень этих постановок.
 

— А говорят, современная молодежь совсем не читает...
 

— Это кто как. У меня масса знакомых, моих ровесников, очень даже читающих.
 

— Как вы думаете, чем ваше поколение отличается от среднего и старшего, например, среди коллег по институту?
 

— Наверное, ментальностью. Наше поколение не похоже ни на советскую, ни на заграничную молодежь. Научным руководителям приходится приспосабливаться к нам.
 

— Или вам к ним...
 

— И им к нам тоже. Может быть, этим мы и отличаемся. Если молодому выпускнику вуза некомфортно или неинтересно работать в данной организации, то он пойдет туда, где решают более интересные задачи, туда, где динамично развиваются. Где эти задачи нахо- дят свое продолжение и выливаются в новые, которые требуют дальнейшего развития сотрудников и так далее — словом, где есть перспектива.
 

В свои 24 года Дмитрий уже успел попробовать себя в разных сферах деятельности, например, зарекомендовал себя в НПО «Автоматики». Владение компьютерной графикой — тоже ценная профессия. Хорошая у нас молодежь — красивая, умная, воспитанная, мобильная. Нам действительно есть чему не только их научить, но и поучиться у них. Они способны изменить Академию изнутри без всяких надуманных реформ, лишь бы старшее поколение было готовы к этим переменам.
 


Т. ПЛОТНИКОВА
На снимке: Дмитрий Кокшаров.
Фото автора.
 

 

 

07.04.06

 Рейтинг ресурсов