Лекарство от птичьего гриппа есть, но пока лежит на полке

 
 

Уральским химикам-органикам есть что предложить ветеринарам и медикам для борьбы с птичьим гриппом. Еще в декабре минувшего года научный руководитель Института органического синтеза УрО РАН академик О.Н. Чупахин на совместной сессии РАМН и РАСХН доложил о созданном уральцами препарате «триазовирин», активном в отношении этой напасти и других инфекций. В конце марта О.Н. Чупахин и директор ИОС академик В.Н. Чарушин участвовали в проходившем в Москве совещании по проблеме птичьего гриппа со специалистами ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии. 3 апреля Валерий Николаевич выступал на видеоконференции, которая проводилась в Уральском федеральном округе с участием главного санитарного врача РФ Г.Г. Онищенко.
 

УрФО относится к регионам риска — в рейтинге неблагополучия по птичьему гриппу округ занимает второе место. Случаи заболевания домашней птицы были выявлены в трех областях — Тюменской, Челябинской и Курганской. Как подготовиться к возможной эпидемии, какими средствами профилактики и лечения запасаться? Предоставим слово специалистам:


 



 

Академик В.Н. Чарушин.   В.Н. Чарушин: Для предотвращения угрозы распространения птичьего гриппа недостаточно вакцинации, которую рекомендует Всемирная организация здравоохранения, ведь эта мера только профилактическая. По мнению специалистов ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии, необходимо сочетать применение вакцин и противовирусных химических препаратов. Только последние могут подавить инфекцию в очагах поражения, в птицеводческих хозяйствах. Сегодня Россельхознадзор рекомендует использовать на птицефабриках ремантадин и арбидол, однако оба эти лекарства недостаточно эффективны. Вообще арсенал отечественных противовирусных препаратов очень скуден. Более 90% субстанций лекарственных средств, в том числе жизненно важных антибиотиков и других медикаментов, сегодня поставляется из-за рубежа. Россия совершенно не защищена в плане обеспеченности химиопрепаратами, а ведь это вопрос национальной безопасности. Тем более что качественные отечественные разработки есть, надо только довести их до стадии производства.
 

Академик О.Н. Чупахин.   О.Н. Чупахин: Еще десять лет назад сотрудники ИОС и кафедры органического синтеза УГТУ-УПИ под руководством доктора химических наук В.Л. Русинова синтезировали целое семейство эффективных антивирусных препаратов — более двухсот соединений. Они были тогда же защищены авторскими свидетельствами, испытаны в 12 организациях. Позже из них был выбран один — триазовирин. Он оказался наиболее эффективным и наименее токсичным, практически безвредным.

   Триазовирин — не антибиотик, он близок по структуре к пуриновым основаниям, на основе которых строятся нуклеотиды. Это изостер — структурный аналог, соединение со схожим пространственным расположением. Он способен встраиваться в вирусные РНК и ДНК под видом пуринового основания. Вирус не отличает изостер от натурального пурина, захватывает фальшивый блок и погибает.
 

У триазовирина очень хорошие показатели по токсикологии. Есть такой термин — терапевтическая широта, или разница между терапевтической и токсичной дозой. У нового препарата эта разница очень велика. Когда им «кормили» мышек, то так и не смогли достичь смертельной дозы.
 

Новое лекарство испытали против разных вирусов, имеющих в своей структуре как ДНК, так и РНК, в том числе ОРВИ, гриппа, парагриппа, гриппоподобных инфекций, клещевого энцефалита. Была обнаружена и активность триазовирина по отношению к гриппу, которым болеют птицы. В 90-е годы в специализированном ветеринарном институте были проведены необходимые испытания. Но во времена кризиса до новых лекарств никому не было дела, и процесс остановился. Когда появилась угроза птичьего гриппа, мы снова вернулись к препарату, проверили его независимо в нескольких научных организациях, и снова подтвердилось, что триазовирин успешно подавляет вирусы.
 

Сейчас мы получили поддержку министерства науки и образования РФ, выиграв 10-миллионный лот на создание противовирусных препаратов, против социально значимых инфекций. Наш институт — головная организация, в работе участвуют также санкт-петербургский Институт гриппа РАМН, Институт молекулярной биологии РАН им. Энгельгардта и другие. Надеемся к июню подготовить необходимую документацию, чтобы получить разрешение Фармкомитета Минздрава на клинические испытания.
 

В.Н. Чарушин: Интерес к нашему препарату есть, в принципе мы заручились поддержкой главного санитарного врача Г.Г. Онищенко. Однако ведомства, ответственные за борьбу с птичьим гриппом, рассматривают только экстренные мероприятия, в их планы не входит скорейшее продвижение нового препарата. Мы готовы соблюдать установленный порядок, не просим сократить время апробации, но хотелось бы исключить торможение, попросту говоря, чтобы чиновники не вставляли палки в колеса. Радует, что губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, услышавший о триазовирине на совещании по развитию фармакологической промышленности, отнесся к нему с большим вниманием и даже с ходу назвал предприятия, которые могли бы освоить его выпуск.
 

…Когда шедевр киноискусства пылится на полке — это серьезный урон для духовного развития нации. Когда на полку кладут эффективное лекарство — это не только колоссальные экономические потери (ведь аналоги приходится втридорога закупать за рубежом), но, главное, реальная угроза потерять сотни и тысячи человеческих жизней.
 


Подготовила Е. ПОНИЗОВКИНА
Фото С. НОВИКОВА
 

 

 

26.04.06

 Рейтинг ресурсов