Что есть красота? |
В марте нынешнего года на кафедре философии
Института философии и права состоялся круглый стол, на котором обсуждалась
новая книга доктора биологических наук Юрия Ивановича Новоженова
«Адаптивность красоты», вышедшая в Екатеринбурге в издательстве «Банк
культурной информации».
Общую концепцию книги представил сам автор: колыбелью красоты является
природа, которая в результате эволюции создает человека, адаптированного к
среде обитания механизмами полиморфизма и политипизма. Обусловленность
физической и духовной красоты человека средой создает культуру как главную и
уникальную адаптацию нашего вида, выражающуюся в экологической,
эмоциональной, интеллектуальной, нравственной и эстетической
приспособленности человеческой популяции. Однако культура искусственным
образом изменяет среду обитания человека, вносит коррективы в природные
закономерности и каноны красоты. Промышленная революция, нарастающая
интеграция и глобализация, рост населения при обострении социальных проблем
ведут к исчезновению генетического, социобиологического, семантического и
психического разнообразия. Возникает опасность культурной и биологической
энтропии вследствие сокращения материала для отбора. Спонтанная
естественно-гармоничная красота, записанная в генофонде человека, постепенно
исчезает в природе, человеке и культуре, уступая место красоте
искусственно-дисгармоничной, снижающей адаптивность человечества. Чтобы
выжить, человечеству срочно нужно спасать естественную красоту окружающей
его природы и культуры.
В обсуждении книги первым выступил заведующий кафедрой философии доктор
философских наук Ю.И. Мирошников. Он обратил внимание на новаторский
характер книги Ю.И. Новоженова, позволяющий сугубо гуманитарную категорию
«красота» рассмотреть с позиций естественнонаучного метода рядом с такими
понятиями как адаптация, эволюция, популяция и др. И такой подход правомерен
как продолжение попыток найти ключ к интеграции научных знаний. Понимание
красоты как объективного свойства природы существенно дополняет бытовавшие в
классической науке взгляды на красоту как субъективное представление. Однако
по мнению Ю.И. Мирошникова, стремление автора отождествить понятия красоты и
адаптивности вызывает сомнения. Красота — это ценностное свойство бытия и
лишь во вторую очередь — уровень их адаптации к преходящим условиям
окружающей среды. И хотя автор книги не нашел контекста, в котором это
сущностное свойство красоты было бы отражено, несомненная заслуга Ю.И.
Новоженова заключается в новом освещении этого непростого вопроса.
Профессор, доктор философских наук М.М. Шитиков подчеркнул, что в
обсуждаемой монографии убедительно показана связь красоты и ценности с
эмоциональным способом ориентации, а также сигнальная, семантическая роль
красоты в знаковой интерпретации условно-рефлекторного поведения, зависимого
от полового отбора. И хотя «эстетические» функции красоты могут иногда
совпадать с приспособительными, и адаптивность признается одним из возможных
последствий соревнования в «красоте», однако тезис об адаптивности красоты,
отражающий ее сущность, не доказан. Характеризуя мировоззренческую позицию
автора книги как натурализм виталистического типа, М.М. Шитиков находит у
него элементы антропоморфизации природы: «Бог или Природа создали красоту»,
поэтому им пришлось создать и человека — «ее свидетеля или Зрителя, иначе их
творение не имело бы смысла» (с.24).
В.П. Лукьянин, кандидат философских наук, отметил, что книга интересна как
наиболее полный свод систематизированных фактов, относящихся к проблеме
прекрасного. Обстоятельно освещена роль биологических процессов в
формировании феномена красоты. Однако, по мнению докладчика, в теоретическом
введении нет необходимой упорядоченности и глубины, налицо нестрогое
употребление терминов, нарушение стилистических норм. Социобиологический
подход игнорирует такие важные проблемы, как красота в неживой природе,
социальная обусловленность представлений о красоте.
С.В. Оболкина, кандидат философских наук, определила монографию как вариант
натуралистически-холистического понимания человека. Поскольку Ю.И. Новоженов
мыслит единицей культурной эволюции популяцию человека, он показывает, что и
в создании красоты, и в ее осознании целое «просвечивает» в индивидуальном.
И хотя далеко не на все вопросы в этом отношении мы получаем в книге ответы,
важно само движение в данном направлении. Методологический подход Ю.И.
Новоженова к анализу красоты в искусстве, по мнению С.В. Оболкиной,
опирается на универсализующую интерпретацию фактов искусства, игнорирующую
сами эти факты и производящую над ними такое герменевтическое «насилие», что
использовать такой материал вряд ли возможно.
Старший преподаватель кафедры философии В.Д. Толмачев выделил в своем
выступлении продуктивное стремление Ю.И. Новоженова вложить в понятие
«адаптация» не только информационно-кибернетический смысл автоматического
изменения системой своей структуры и алгоритмов функционирования в процессе
оптимального приспособления к окружающей среде, но и
эволюционно-гармонический характер этих изменений, выражаемых в эстетическом
принципе «золотого сечения», динамически регулирующем взаимозависимость
системы как части с тем целым, в которое вместе с окружающей средой входит и
сама система. Адаптация, понимаемая как гармония «организма, популяции или
вида со средой обитания» (с. 14), свидетельствует о ее двойственном
характере, поскольку приспособление к среде в одном отношении является
неприспособленностью в другом.
Профессор, доктор философских наук Н.В. Бряник попыталась сравнить взгляды
Ю.И. Новоженова с позицией В. И. Вернадского: если для Вернадского
глобализация несет позитивный смысл — человечество будет вынуждено
объединиться для решения глобальных проблем, сформировать единый мозговой
центр, — то для Юрия Ивановича глобализация (прежде всего в виде
американизации мировой культуры) ведет к утрате адаптивной природы красоты,
нивелированию разнообразия. Это яркий пример того, как
политико-идеологические взгляды вторгаются в формирование естественнонаучной
концепции. Претензии новоевропейской науки на объективность в очередной раз
оказываются далеким от жизни идеалом.
Кандидат философских наук В.Д. Маклаков отметил грандиозное по замыслу и
воплощению обоснование статуса красоты в качестве универсального
эволюционного принципа, связующего человека с мирами природы и культуры.
Натурализуя красоту, автор с легкостью преодолевает ряд принципиальных
трудностей в интерпретации и понимании красоты — однако частота употребления
фразы «красота спасительна, ибо она адаптивна» не делает ее убедительнее.
Развитие культуры создает скорее избыток разнообразия, чем недостаток; в ней
уживаются как адаптивные, так и креативные моменты. Поэтому «облегченность»
решения проблемы скорее ставит вопрос о границах применимости самого
биоантропологического подхода. Кроме того, он высказал сожаление, что живое
и полемичное произведение не получило должной редакторской подготовки,
необходимой для такого солидного научного труда.
Кандидат биологических наук К.В. Маклаков оценил книгу Ю.И. Новоженова как
интересный поиск биологических основ прекрасного. Цель книги – в обосновании
единства красоты, адаптивности и культуры. В биологии адаптивность
определяется как показатель скорости биологического роста вида и, видимо,
должна как-то соотноситься с интегральной оценкой устойчивости биоценоза, в
который он входит. И хотя человечество — самый быстрорастущий вид на
планете, биосфера от такого роста бесспорно страдает, поэтому попытка
связать глобальный экологический кризис с кризисом потребительской культуры
заслуживает пристального внимания.
В.Ю. Ирхин, доктор физико-математических наук, акцентировал внимание на том,
что красота не тождественна природному миру и гармонии, поскольку несет в
себе не только светлый, но и темный, разрушительный аспект. В то же время,
согласно библейской традиции, красота не столько «спасает мир», сколько сама
нуждается в спасении.
Кандидат химических наук Э.А. Поляк высказал ряд замечаний методологического
характера. В частности, он обратил внимание на понятие «энтропия красоты» —
по его мнению, красота именно в силу адаптивного характера не может
рассматриваться как система, а, следовательно, и обладать энтропией.
Доктор философских наук, профессор В.И. Копалов отметил, что новая книга
Ю.И. Новоженова является новаторской по своей проблематике, авторской
концепции и аргументации. Сущность метода научного исследования,
применяемого автором для анализа красоты заключается в социобиологическом
изучении ее адаптивности «на всех уровнях жизни: молекулярно-генетическом,
онтогенетическом (организменном), популяционном, биогеоценотическом и
биосферном». Использование параметра адаптивности, принятого «как
фундаментальное понятие в современной синтетической теории эволюции»,
допускает создание «общей приблизительной концепции эстетической
значимости», и не предполагает искусственного внедрения позитивистских
парадигм в философскую эстетику. Другим важным компонентом авторской
концепции является учение о динамической структуре популяции как сложной
интегрированной и коадаптированной системы, включающей находящиеся в тесном
взаимодействии генетические, социальные, культурные, информационные и
территориально-пространственные слагаемые. Широта поставленных автором
проблем, способы и результаты их решения позволяют квалифицировать книгу
Ю.И. Новоженова как актуальное научное и, вместе с тем, философское
произведение.
От редакции: Книга Ю.И. Новоженова — бесспорно, чрезвычайно интересный факт
научной жизни. Во-первых, следует отметить высокий полиграфический уровень
исполнения и нечасто встречающееся ныне в научных изданиях богатство
иллюстративного ряда. Здесь следует, не кривя душой, поблагодарить и
издательство «Банк культурной информации», и губернатора Свердловской
области Э.Э. Росселя вкупе с холдинговой комапанией «Лидер», поддержавших
издание книги. Во-вторых, назвать уважаемого автора основателем
социобиологического подхода, конечно, можно лишь с огромной натяжкой —
подобные исследования велись еще в XIX в. Другое дело, что введение
категорий популяции и биогеоценоза, вероятно, способно придать новый импульс
исследованиям, интерес к которым утерян достаточно давно. В-третьих, нет
никакого сомнения, что междисциплинарные исследования, взаимопроникновение
методов и категориального аппарата одной науки в предмет другой — ведущий
сегодня способ генерации нового знания. Однако это вовсе не означает, что
любой математик априори способен писать научные книги по истории, физик — по
теологии, а биолог — по эстетике. В-четвертых, надо отметить чрезвычайно
интересную, но трудную — и отчасти неблагодарную — роль, взятую на себя
кафедрой философии ИФП УрО РАН по привлечению внимания научной
общественности и организации обсуждения таких «неформальных» явлений, как
новая книга Юрия Ивановича Новоженова.
|
23.06.06