Пусть не прервется связь времен

 
 

Нынешней осенью исполняется 50 лет Институту математики и механики УрО РАН, ведущему начало от Свердловского отделения Математического института им. Стеклова (СОМИ). Оно было создано на основании распоряжения Совета Министров СССР от 6 августа 1956 г. и распоряжения Президиума АН СССР от 17 сентября того же года. Полвека для научного учреждения — солидный возраст, тем более в нашей стране, где науке не раз приходилось переживать сложные периоды. Сегодня Институт математики и механики — один из флагманов Уральского отделения. Здесь сложились известные в стране и во всем мире научные школы по актуальным направлениям современной математики: математическая теория процессов управления, теория приближения функций и операторов, методы механики сплошной среды, теория некорректно поставленных задач, уравнения математической физики, математическое программирование, алгебра и топология. Институт оснащен современными многопроцессорными компьютерными системами МВС-1000, имеет телекоммуникационный узел, который обеспечивает вычислительно-информационную деятельность Уральского отделения.
В честь юбилея в ИММ 26–30 июня проводится конференция «Проблемы современной математики и механики», в которой примут участие как уральские математики, так и их российские коллеги. Накануне мы побеседовали об истории института и его сегодняшнем дне с директором ИММ членом-корреспондентом РАН Виталием Ивановичем Бердышевым.


 



 

— Кто был инициатором создания СОМИ?
 

   — Идею об организации нового отделения Математического института им. В.А. Стеклова высказали тогдашний директор МИАНа академик Иван Матвеевич Виноградов и академик Мстислав Всеволодович Келдыш, который возглавлял в то время АН СССР. Непосредственно заняться созданием отделения было поручено молодому доктору наук Сергею Борисовичу Стечкину — человеку не только очень талантливому, но исключительно энергичному. Где создать филиал, было решено не сразу. Стечкин сначала поездил по стране, выбирая наиболее перспективный регион. В качестве кандидата рассматривался, например, Саратов. Однако вскоре стало ясно, что самое подходящее место — Свердловск. В середине 50-х годов Уральский регион стремительно развивался, здесь базировалась мощная тяжелая и оборонная промышленность. В Свердловске, Челябинске, Магнитогорске росли промышленные гиганты, в Миассе строился знаменитый Макеевский ракетный центр, работал РФЯЦ-ВНИИТФ (Снежинск). Для многочисленных оборонных предприятий требовались научные разработки, а сложные технологии немыслимы без математики. Математика и механика высокого уровня на Урале были, они развивались в высших учебных заведениях, где работали ученые, основавшие широко известные сегодня математические школы, — И.Г. Малкин, Е.А. Барбашин, С.Н. Шиманов, В.К. Иванов, С.Н. Черников, П.Г. Конторович. Появились уже и работы Н.Н. Красовского.
 

Первые сотрудники СОМИ базировались в Москве. Чтобы отобрать талантливую молодежь, С.Б. Стечкин организовал в Уральском университете семинар, приезжал сюда с лекциями, у него появились аспиранты. Вскоре начали строить здание для СОМИ. И здесь существенная роль принадлежала предприятиям Средмаша, именно это министерство в основном финансировало строительство. Сергей Борисович курсировал между Москвой и Свердловском, решал многочисленные организационные проблемы. Важнейшей задачей первого этапа было создание хорошей библиотеки — без этого ученые эффективно работать не могут. Книги приобретались у других библиотек и даже у частных лиц, в 1957 г. в Свердловск начала поступать текущая математическая литература. В 1962 г. в библиотеке СОМИ насчитывалось уже около 20 тысяч экземпляров, а сегодня это самая богатая математическая библиотека в Уральском регионе. Большое внимание Стечкин уделял и развитию вычислительного центра СОМИ, что было необходимо для решения прикладных задач.
 

Как только первые помещения в здании на ул. С. Ковалевской были готовы, семинары стали проводить здесь. Приехали сотрудники из Москвы, по приглашению Стечкина в СОМИ пришли Е.А. Барбашин, С.Н. Шиманов, В.К. Иванов, С.Н. Черников, Н.Н. Красовский.
 

— Давайте вспомним всех руководителей института, ведь во многом благодаря им ИММ стал крупнейшим математическим центром и, несмотря на все перипетии 90-х годов, сохранил свой потенциал.
 

— Директор-организатор СОМИ Сергей Борисович Стечкин был настоящим лидером: мог быть демократичным, а мог проявить твердость и даже жесткость, особенно когда дело касалось принципиальных вопросов. Иначе и невозможно было создать отделение. Умел Сергей Борисович отстаивать интересы ученых и в общении с городскими и областными властями — в те годы с горкомом и обкомом партии, и партийные руководители с ним считались. Он говорил, что должность директора — это номенклатура ЦК КПСС. Все, кто работал с ним, вспоминают его с благодарностью.
 

После возвращения С.Б. Стечкина в Москву в 1967 г. исполняющим обязанности зам. директора по МИАНу назначили доктора физико-математических наук Сергея Дмитриевича Волкова. Он работал в оборонной промышленности, затем в Уральском политехническом институте, откуда и пришел в СОМИ. Однако здесь он проработал недолго, в 1968 г. его сменил доктор физико-математических наук Альберт Иванович Старостин. Около 20 лет он возглавлял алгебраическую школу института.
 

Конец 1960-х годов был нестабильным временем для СОМИ: в Академии наук всерьез обсуждался вопрос о его расщеплении и даже расформировании. Возглавить СОМИ М.В. Келдыш предложил Н.Н. Красовскому, руководителю уже тогда широко известной школы математической теории управления. Однако согласился Николай Николаевич не сразу, поскольку отлично понимал, что предстоящие временные затраты и объем работы пойдут в ущерб научной деятельности. Тогда члены ученого совета шутили, что длина отрезков времени, на которое откладывалось решение, монотонно убывает к нулю, но их сумма стремится к бесконечности. В 1970 г. СОМИ было преобразовано в Институт математики и механики во главе с Н.Н. Красовским. Он был классическим директором, сочетая в себе крупнейшего ученого и организатора. Как и Стечкин, Николай Николаевич умел отстаивать интересы института и его сотрудников на всех уровнях. За семь лет его директорства институт обрел второе дыхание и превратился в настоящий центр математической науки на Урале. После того как ИММ встал на ноги, Н.Н. Красовский решил, что можно доверить руководство своим ученикам.
 

В 1977–1983 гг. ИММ возглавлял Александр Борисович Куржанский, ныне академик РАН. Он во многом способствовал укреплению авторитета ведущих научных направлений, развитию международных контактов, оснащению института современной вычислительной техникой.
 

В 1983 г. его сменил другой ученик Красовского — доктор физико-математических наук Валентин Дмитриевич Батухтин, впоследствии ректор Челябинского госуниверситета. Он был хорошим администратором, внес большой вклад в развитие научных связей института с предприятиями военно-промышленного комплекса, в совершенствование современной вычислительной базы института.
 

В 1987–1993 гг. директорский пост занимал академик Юрий Сергеевич Осипов, также ученик Николая Николаевича Красовского. В годы его руководства укрепились связи института с оборонной промышленностью. Однако наступало трудное для отечественной науки время, близился экономический обвал. Умение контактировать с властями, принимать оптимальные решения, гибкость помогли Ю.С. Осипову удержать институт «на плаву». В 1992 г. Юрий Сергеевич был избран президентом РАН, и перед ним встала сложнейшая задача сохранить Академию наук в годы кризиса.
 

После отъезда Ю.С. Осипова в Москву обязанности директора ИММ исполнял член-корреспондент РАН Владимир Васильевич Васин. Ему достался, пожалуй, самый тяжелый период в истории института — пик экономического кризиса, и он делал все, чтобы смягчить его последствия.
 

В 1993–1999 гг. ИММ возглавлял академик Анатолий Федорович Сидоров. Его огромный авторитет и управленческий опыт (А.Ф. Сидоров многие годы был заместителем директора), тесные контакты с коллегами из других математических центров позволили ему сохранить институт в кризисный период, избежать больших потрясений. Анатолий Федорович стал одним из инициаторов развития суперкомпьютерных систем в России, и при нем это направление в институте стало активно развиваться.
 

— Время вашего директорства тоже легким не назовешь — финансовые трудности, разгар академической реформы. Какие проблемы на повестке дня?
 

— Конечно, сохранение основных направлений и сотрудников. Впрочем, у нас не только продолжают развиваться сложившиеся научные школы, но даже несколько расширилась тематика за счет отдела алгоритмической топологии (зав. отделом член-корреспондент РАН С.В. Матвеев), созданного в 1999 г. еще по инициативе академика А.Ф. Сидорова, и отдела математических методов нелинейной динамики, организованного в 2003 г. (зав. отделом доктор физико-математических наук А.В. Борисов).
 

Мы предпринимаем шаги, чтобы продолжить или восстановить контакты с промышленными предприятиями. Это особенно актуально сегодня, когда руководство Академии предписывает нам перевести часть сотрудников на хозрасчет. Неоднократно мы приглашали на объединенный ученый совет производственников, предлагали свои разработки. Но пока дело идет туго — даже те, кто встал на ноги, предпочитают производить изделия, разработанные еще до перестройки, перспективные же технологии откладывают до лучших времен. Правда, удалось восстановить связи с КБ «Новатор», наладить сотрудничество с энергетиками. Большие надежды возлагаем и на вузовско-академический технопарк информационных технологий.
 

— В институте по-прежнему много молодежи. В чем секрет?
 

— Думаю, это результат действия системы непрерывного математического образования: очно-заочная школа по математике и механике — школьные олимпиады — вуз — академический институт. Недавно при ИММ создана уральская математическая школа для старшеклассников. Планируем открыть лекторий для учителей области и города, финансовую поддержку нам обещает городской департамент образования.
 

Сегодня в ИММ около 30% молодых сотрудников. Пройдя очно-заочную школу, олимпиады, многие выбирают математику на всю жизнь. Но кто-то и уходит. Например, недавно мы потеряли троих квалифицированных специалистов по телекоммуникациям, хотя зарплата у них выше, чем у доктора наук — 12–15 тысяч. Однако в городе оператор телекоммуникационной связи получает более 30 тысяч, вот люди подучились и ушли, и это для института очень болезненно.
 

Подрабатывать на стороне для математика — не выход. Бегая по разным работам, он не сможет получить сколько-нибудь серьезные результаты. Большинство талантливых молодых ребят готовы работать в науке, несмотря на скудное финансирование, о чем свидетельствует и недавно прошедшая молодежная конференция, где представили замечательные работы И.Н. Белоусов, С.А. Ганебный, С.С. Кумков, Л.В. Камнева, К.В. Костоусов, М.А. Патракеев, Д.С. Перевалов, Д.В. Хлопин. Надеемся, что эти и другие молодые ученые продолжат традиции нашего института и в будущем составят гордость уральской математической школы.
 


Интервью вела Елена ПОНИЗОВКИНА
 

На снимках:

 

Так начиналось строительство первого здания института.

Так начиналось строительство первого здания института.

 

 

Современный вид ИММ УрО РАН.

Современный вид ИММ УрО РАН.



 

 

22.06.06

 Рейтинг ресурсов