Учебник как фактор интеграции |
3 ноября в Москве состоялось вручение
премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреатом в
номинации «За создание учебника «Экология» для образовательных учреждений
высшего профессионального образования» стал большой коллектив авторов
Уральского государственного политехнического университета – УПИ. Общую
редакцию выполнили профессора, доктора технических наук Ю.Г. Ярошенко, Г.В.
Тягунов, они же авторы ряда глав. Общее же руководство осуществил первый
заместитель председателя УрО РАН, директор Института экологии растений и
животных академик В.Н. Большаков. Вот как он прокомментировал это событие.
— Владимир Николаевич, награды такого
уровня присуждались вам неоднократно. Чем нынешняя премия особенна?
— Прежде всего тем, что эта правительственная
награда в области образования — первая в активе Уральского отделения
Российской академии наук. Ранее подобного признания в нашем регионе
удостаивались только учебные заведения.
Диплом и нагрудные знаки нам вручали первый
заместитель председателя Правительства РФ Д.А. Медведев и министр науки и
образования А.А. Фурсенко, подчеркнувшие в своих выступлениях необходимость
действенной интеграции образования и науки. Я считаю, что создание учебника,
написанного учеными вуза и академического института, и есть доказательство
интеграции академической науки и высшей школы.
— Какие особенности отличают созданный
вами учебник на фоне обилия самых разнообразных пособий по экологии?
— Уникальность нашего издания заключается в
том, что мы сумели объединить темы узкотехнической направленности
(природоохранная политика, инженерные методы и средства защиты гидросферы и
т.д.) и самые общие постулаты экологии. Необходимость создания именно такого
учебного пособия неоднократно обсуждалась в рамках Уральского отделения
Российской экологической академии, возглавляемого одним из моих соавторов,
профессором Г.В. Тягуновым. Моя задача состояла в том, чтобы определить
основную мировоззренческую направляющую этого учебника и написать две
основные главы по самым общим проблемам экологии, поскольку без важнейшего
раздела «Биосфера и человек» невозможно адекватное восприятие частных
вопросов. Наш учебник уже выдержал два издания: в 2000 и 2005 гг., а недавно
поступило предложение выпустить в приложение к нему альбом со схемами и
иллюстрациями.
— Какие проблемы возникали в процессе
работы над учебником?
— Главная трудность заключалась в различии
взглядов на экологию представителей биологических, общетеоретических и
технических специальностей. Под экологией в настоящее время понимается очень
широкий круг вопросов. Директор Института экологии Волжского бассейна
член-корреспондент РАН Г.С. Розенберг на основании проведенного им анализа
нескольких десятков определений понятия «экология» выделил несколько
направлений, по которым фактически ведется в настоящее время работа ученых:
классическая, техническая и социальная, гуманитарная экология. В этой связи
я хотел бы обратить внимание на то, что в дисциплинах, далеких от биологии и
экологии — политике, социологии — стало употребляться большое количество
биологических терминов. Начнем с того, что сам термин «экология» когда-то
обозначавший сугубо биологическое направление, сегодня используется в самых
различных значениях — экология литературы и т.д. Некогда вполне
биологическое понятие «популяция» в настоящее время активно используется
общественными деятелями: словосочетание «депопуляция российского населения»
стало самым распространенным при характеристике демографической ситуации в
стране. Термин «мониторинг» первоначально применялся в значении
«отслеживание изменений различных показателей растительного и животного
мира», а сегодня в любой газете можно натолкнуться на «мониторинг
криминальных происшествий» и т.п. Я считаю, что в учебниках очень важно
отразить общебиологический смысл данных понятий.
Поскольку я являюсь представителем
классического, фундаментального направления, а мои соавторы — преподаватели
технического университета с несколько иными взглядами на экологические
проблемы, самым сложным при написании учебника было найти точки
соприкосновения. Необходимо было создать такое пособие, которое позволяло бы
учащимся, с одной стороны, приобрести общее представление о биосфере и
происходящих в ней процессах, а с другой — понять технические проблемы
современной экологии. Но трудности оказались вполне преодолимыми, и
результат нас всех удовлетворил.
— Какими видятся вам перспективы
современного экологического образования?
— Совершенно очевидно, что без изучения
экологии невозможно формирование полноценного специалиста в любой отрасли
деятельности. Сорок лет тому назад академик С.С. Шварц утверждал, что
воздействие человека на окружающую среду будет возрастать вне зависимости от
того, хочет он этого или нет, и задача современной экологии — определить
пути этого воздействия и осуществлять мероприятия по уменьшению негативного
влияния. Сегодня можно констатировать, что его слова оказались пророческими.
Идеи, заложенные Станиславом Семеновичем еще в середине прошлого века,
полностью подтвердились. Это лишний раз доказало, что экология как наука
нуждается в постоянном развитии.
На фото:
академик Владимир Николаевич Большаков.
Знак лауреата.
|
30.11.06