К истории уральсой поэзии и печати |
Голдин В.Н. Елизавета Гадамер плюс сто
одна поэтесса Урала конца XIX — начала XX веков. — Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2005. — 272 с. (Серия «Литературное наследие Урала»).
Голдин В.Н. Поэзия конца XIX — начала XX
столетий в периодических изданиях Урала. В 2-х кн. — Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2006. — Кн. первая. — 200 с.; кн. вторая. — 256 с.
(Серия «Литературное наследие Урала»).
Наша газета однажды уже публиковала отзыв на
книгу В.Н. Голдина, вышедшую в серии «Литературное наследие Урала» — см.
материал А. Якубовского о двухтомнике «Поэзия Гражданской войны в
периодических изданиях Урала: 1917–1919 гг.» («НУ» №11 за этот год). И вот —
еще два сборника, подготовленных этим автором на основе раритетных фондов
местной печати.
В статье, предваряющей труд «Елизавета Гадамер
плюс сто одна поэтесса Урала…» В. Голдин не только раскрывает методы своей
работы (скрупулезный поиск публикаций поэтесс на страницах больших и малых
газет, журналов и альманахов с целью составить по возможности полную картину
развития женской поэзии на Урале в избранный период). Он касается и более
общих вопросов, высказывая, между прочим, свой взгляд на саму сущность
проблемы: «…мужчина требует от женщины воплощения своего взгляда на жизнь.
Но справедливо ли это?! Конечно, нет! Природа создала нас разными […] и не
надо стирать грань между мужчиной и женщиной, между мужской и женской
поэзией». Но от оценки либо анализа собственно поэзии автор воздерживается,
более заботясь о воссоздании панорамы «жизни» печати того времени и женской
поэзии на ее страницах: «…в период становления и развития литературного
процесса, и женской поэзии в частности, появлялись в печати и довольно
слабые произведения, но они интересны тем, что они были первыми. Прекрасная
бабочка вырастает из невзрачной «куколки», и мы должны помнить об этом. […]
Самородков без сопутствующих пород не бывает. […] Я сделал попытку вернуть к
жизни неизвестный и в то же время большой культурный пласт, оставшийся на
страницах физически разрушающихся газет и журналов». Напомним, что книга
стала результатом изысканий в архивах и библиотеках Екатеринбурга, Кургана,
Оренбурга, Перми, Тобольска, Тюмени и Челябинска.
Во вступительной статье В. Голдин обозначает
основные вехи развития уральской периодики, дает краткие характеристики
некоторым поэтессам — отмечая количество публикаций и основные темы
творчества.
Основное же содержание книги — сами стихи.
Каждый автор представлен одним или несколькими стихотворениями в
хронологическом порядке публикаций (с 1885 по 1919 гг.), с указанием
настоящего имени и приложением краткой библиографии. В конце книги
приводятся алфавитные списки названий уральских периодических изданий и всех
поэтесс, чьи стихи были в них опубликованы в конце XIX — начале XX веков, а
также список использованной литературы.
Как и в предыдущей книге, В. Голдин развитие
поэзии представляет в контексте развития самой печати (а попутно —
культурной жизни, политических событий, общественных настроений, а также
цензуры на Урале), коротко характеризует отдельных поэтов и далее публикует
собственно стихи, в каждом случае предваряя их, когда это возможно,
биобиблиографией автора. Первую книгу двухтомника составили произведения
екатеринбуржцев, вторую — поэтов Кургана, Шадринска, Оренбурга, Перми,
Тобольска, Тюмени и Челябинска. В конце второго тома приводится и список
использованной литературы.
В заключение хочется отметить огромную работу,
проделанную автором-составителем, и как результат — информационную
насыщенность обоих изданий, что делает их ценным пособием для историков
уральской литературы и краеведов. В то же время мерилом качества стихов
составитель зачастую избирает присутствие или отсутствие в них
социально-политического содержания, а не поэтическое мастерство.
Предполагается, видимо, что читать книги серии «Литературное наследие Урала»
люди будут с целью прежде всего познавательной, а не эстетической. С этой
точки зрения значение труда В. Голдина очевидно, тем более что среди
собранных им стихов есть вещи действительно примечательные. Как, например,
опубликованная в газете «Уральская жизнь» 5 января 1910 г. «История русской
жизни»:
Шепот. Робкое дыхание, Период второй
Дни свободы. Речи бурны, Период третий
Снова тишь. Вопросы пола Период четвертый
Шепот. Робкое дыхание.
Об авторе стихотворения, укрывшемся под
псевдонимом «Ясновидящий», ничего кроме этого и не известно. Но почти через
век — разве не то же самое мы наблюдаем в России воочию? Ясновидящий-то прав
оказался!
|
14.11.07