Модели и заряды |
Математическое моделирование теплового и
напряженно-деформированного состояния оболоченных конструкций с
наполнителем. В.Н. Аликин, В.В. Маланин, М.И. Соколовский и др. – Пермь: ОАО
«НИИУМС», 2007. – 109 с.
В Пермской краевой универсальной библиотеке им.
А.М. Горького состоялась презентация книги «Математическое моделирование
теплового и напряженно-деформированного состояния оболоченных конструкций с
наполнителем» под научной редакцией члена-корреспондента РАН Михаила
Соколовского. Авторский коллектив — зримый образ содружества всех ветвей
науки с высокотехнологичным производством. Это генеральный директор ОАО
«Научно-исследовательский институт управляющих машин и систем», лауреат
Государственной премии России и премии Правительства России Владимир Аликин,
ректор Пермского государственного университета, заслуженный деятель науки
России, доктор технических наук, профессор Владимир Маланин, генеральный
директор и генеральный конструктор ОАО НПО «Искра», член-корреспондент РАН
Михаил Соколовский, главный инженер компании «АШЛЕНД-МСП», кандидат
технических наук Сергей Сесюнин, директор ОКБ «Темп» Пермского
государственного технического университета, доктор технических наук,
профессор Сергей Серебренников и аспирант ОКБ «Темп» ПГТУ Михаил Селиванов.
На презентации книги собралась разновозрастная
аудитория — студенты и аспиранты аэрокосмического факультета технического
университета (ПГТУ), механико-математического факультета классического
университета (ПГУ), преподаватели вузов и специалисты военно-промышленного
комплекса.
— Не только в России, но и за рубежом Пермь
известна как город реактивного двигателя, где все три составляющие —
авиационная, твердотопливная и жидкостная — представлены известными всему
миру предприятиями ВПК, выпускающими наукоемкую продукцию. Мы поставили
перед собой задачу передать накопленный научно-технический потенциал
молодому поколению исследователей и разработчиков, — сказал собравшимся один
из авторов монографии Владимир Аликин. — В книге мы приводим алгоритмы и
программные комплексы для проектирования ракетных двигателей на твердом
топливе, эксплуатируемых и применяемых по назначению в естественном
климатическом диапазоне (минус 50° — плюс 50°С). Это тематика НПО «Искра»,
«Пермского порохового завода» им. С.М. Кирова, и завода «Машиностроитель»
различного функционального назначения.
Сложность решенных задач заключается в том, что
твердое топливо является высоконаполненным полимером с ярко выраженными
вязкоупругими свойствами. Это необходимо учитывать при выборе оптимальной
конструкции заряда и, несмотря на всю математическую мощь современного
компьютерного моделирования, экспериментально проверять модель на
соответствие описываемым ею процессам. К примеру, чтобы определить реальные
коэффициенты теплообмена, пришлось встраивать датчики прямо в топливо и
тщательно термостатировать заряд. Особенно сложным оказалось исследование
зарядов ракет, стартующих из торпедных аппаратов подводных лодок: там часть
ракеты находится в забортной воде, а часть — в теплом аппарате подводной
лодки. По итогам проведенных исследований авторы выработали рабочие
рекомендации, обеспечивающие высокий уровень механической надежности
реактивных двигателей на твердом топливе.
О необходимости продолжить начатую серию книг
по твердым топливам и другим составляющим ракетного двигателя и о передаче
опыта следующему поколению говорил заместитель генерального конструктора,
директор КБ машиностроения Сергей Бурдюков. Проблемы проектирования осветил
в своем выступлении директор по производству и технике ЗАО «Ашленд МСП»,
кандидат технических наук Сергей Сесюнин.
Свою книгу авторы адресовали научно-техническим
специалистам по рассматриваемой проблеме, а также преподавателям, студентам
и аспирантам соответствующих специальностей.
|
12.12.07