Эхо дачного лета |
Было ли так задумано, или по иронии
судьбы, но открытие в екатеринбургском Доме ученых фотовыставки «Дачная
жизнь» совпало с приходом на Урал серьезных уже, основательных зимних
холодов и снегопадов.
Еще один летне-осенний сезон отпусков и
уик-эндов «на фазенде» окончательно канул в историю. Не в «большую», так в
«малую» историю: семейную, для своих… «Дача» — ведь это как раз семейное
предприятие и мероприятие, нечто вне дома — да своё, и от того домашнее
вдвойне. А еще, если разобраться, дачи предреволюционной России, советские
дачи-подачки для «особ приближенных» и типовые кооперативы для всех прочих,
сегодняшний совершенно новый взгляд на обустройство загородного дома — это
же целый пласт жизни и культуры, со своей мифологией, только нам понятным
«кодом» впечатлений, ощущений, ассоциаций…
Вот как раз тому, у кого с чем ассоциируется
словосочетание «дачная жизнь», и была посвящена выставка. Потому-то и
продемонстрировала она, при скромном количестве экспонатов, множество жанров
и приемов. В то же время была и общая цель — воссоздать настроение
горожанина — за городом, дачника — в созерцании, в «нирване». Точнее всего
оно выразилось в натюрмортах — трех «приоконных» композициях С. Власовой,
серии М. Макаровой «Забытые вещи», а также в особом настроении видов природы
— «Релаксации» В.П. Скрипова и фантазийном сумеречном пейзаже В.Гудкова,
который автор вместо названия сопроводил стихами Г. Шпаликова:
По несчастью
Дача, вроде, «под боком», и не предполагает
такой уж горькой ностальгии, и все же с каждым миновавшим летом, даже с
каждым днем — нечто уходит от нас навсегда: частица жизни, частица… особого
«дачного» света, который присутствовал во многих работах (ярче всего — на
снимке затемненной комнаты, пронизанной солнечным лучом у А. Шестакова).
Время стремительно, а взгляд художника, напротив, нетороплив, внимателен и
взыскателен. Он обнаруживает и фиксирует для зрителя тайную жизнь вещей (не
говоря уж о чрезвычайно содержательной дачной жизни братьев наших меньших),
он в обыденном открывает извечное, в прозе состояния — поэзию настроения.
Зритель это почувствовал — выставка удалась, пускай на час — но
приоткрылась-таки «дверь в лето»…
На фото:
фотография В. Гудкова «Байкал. Маки».
Работы С. Власовой.
|
13.12.07