"Он стал легендой..." |
||||
19—21 декабря в Екатеринбурге во второй раз
прошли Дни памяти поэта Бориса Рыжего — ряд творческих встреч, на которых
обсуждались не только вехи его жизни и достоинства поэзии, но и тенденции
развития литературы и читательской моды.
Живи, как Решетов в Перми,
— …Борис Рыжий выбрал, к сожалению, второе: не пожелав расстаться со
«слезами», то есть со способностью остро жалеть и переживать, он самовольно
свел счеты с жизнью в 26 лет, в мае 2001 года. Жизнь человека завершилась
трагически, но судьба поэта в этой точке не прервалась: было опубликовано
множество стихов, нашедших отклик, снискавших любовь читателей самых разных
поколений и взглядов. Любовь, а не краткое увлечение сенсацией — это еще раз
показали нынешние «Дни…». Их организаторами стали члены семьи Бориса,
Православное студенческое братство во имя святых равноапостольных Кирилла и
Мефодия, Уральский государственный университет им. Горького, Уральский
гуманитарный университет и отделение Союза писателей России в Екатеринбурге.
По их приглашению из Москвы приехали один из лучших наших поэтов Евгений
Рейн, классик авторской песни Сергей Никитин и его молодой коллега,
талантливый композитор и исполнитель Андрей Крамаренко, известные
литературоведы и критики О. Лекманов и М. Свердлов.
19 декабря в конференц-зале Храма-на-Крови во имя Всех святых, в земле
Российской просиявших, прошел вечер памяти поэта, где о нем и его стихах
говорили руководитель миссионерского отдела екатеринбургской епархии
священник о. Владимир (Зайцев), председатель Свердловского отделения СПР,
поэт и ученый-филолог Ю. Казарин, поэты Е. Касимов, Ю. Аврех, В. Сосновский,
А. Зинатуллин и Е. Изварина. Со сцены звучала поэзия Б. Рыжего и его друзей
Романа Тягунова и Александра Леонтьева, а также в авторском исполнении —
песни А. Крамаренко на их стихи.
На следующий день в главном здании УрГУ с читателями встречались Евгений
Рейн и его жена Надежда Рейн, подготовившая к публикации несколько книг
поэта. Редкий случай «роскоши человеческого общения», общения с поэзией
самой высокой пробы!
21 декабря в Областной универсальной библиотеке им. Белинского прошло
заседание «круглого стола» по проблемам современной русской поэзии.
Разговор, однако, в большей степени «вращался» вокруг особенностей поэтики
Рыжего — прозвучали сообщения кандидатов филологических наук М.И. Свердлова
и О.А. Лекманова (комментарий к стихотворению «Поэзия должна быть
странной…»), доктора филологических наук О.В. Зырянова (о проблеме
самоопределения поэта) и Н.С. Быстрова (о категории музыки в творчестве
Рыжего), выступили также доктор философских наук Л.А. Закс, доктора
филологических наук Ю.В. Казарин и Л.П. Быков.
Что касается актуальных проблем отечественной поэзии — своими размышлениями
о них поделился Евгений Рейн, а в финале «круглого стола» каждый из
присутствующих в зале назвал наиболее важные для себя имена ныне живущих и
пишущих поэтов.
Вечером того же дня в концертном зале Уральского государственного горного
университета С. Никитин и А. Крамаренко исполняли свои произведения разных
лет, в том числе и изысканные музыкальные композиции на стихи Б. Рыжего.
Много было сказано за три дня, вот лишь некоторые выдержки из выступлений.
О поэзии — сегодня и во все времена:
Евгений Рейн: «Поэзия решает проблемы экзистенциальные (жизни, смерти,
любви), проблемы социальные и проблемы чисто человеческие. А также она —
явление самого национального существования, явление русского языка». «Поэт
всегда должен быть на стороне бедных, угнетенных… Нельзя затаптывать людей —
ни при каком строе, абсолютно!». «Все разговоры о сегодняшнем трагическом
положении поэзии — пустые разговоры. Она всегда нужна обществу, мир без нее
невероятно беднеет».
Юрий Казарин: «Поэзия больше литературы, потому что это занятие абсолютно
языковое. Поэзия никогда никому не нужна, но она — единственное эффективное
средство организации нашего именно языкового мышления».
Олег Зырянов: «Самоопределение поэта — это определение духовной природы
поэзии».
Михаил Свердлов: «Чтобы музыка состоялась, слово должно быть оплачено
предельной ценой — ценой самоуничтожения».
О стихах Бориса Рыжего:
Андрей Крамаренко: «Он был талантливейшим учеником всей русской поэзии, он
воспринял и продолжил в конце прошлого века и далее, в XXI век, ее основной
вектор, идею сострадания, любви к ближнему, которую можно проследить в
творчестве Пушкина, Некрасова, Бориса Слуцкого». Юрий Казарин:
«В поэзии Рыжий не был ни революционером, ни ретроградом — я бы назвал его
«традиционалистом»: он работал целиком в традиции, но — на самом тонком
уровне». «Борис дал нам пример синтеза эстетики и нравственности, по-своему
сформулировав давно уже звучащую в философии и литературе сентенцию:
«Безобразное — это прекрасное, что не может вместиться в душе». В его поэзии
язык борется с речью, то есть, высокое духовное начало — с нивелировкой и
опошлением понятий».
Евгений Рейн: «Он сделал все, что мог: ушел в легенду, стал легендой и
настоял на своем в поэзии — а это, собственно, и есть все, что требуется от
поэта».
Лев Закс: «Его стихи уже не зависят от смены поколений — поколения будут
зависеть от этих текстов».
И стихи, и музыка, и все суждения и воспоминания, прозвучавшие «со сцены» и
«в кулуарах» — своего рода подтверждение тому предчувствию, той надежде на
понимание и оправдание в будущем, которые дает нам почувствовать в своих
стихах сам Борис Рыжий:
Когда-нибудь,
|
||||
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Январь 2008 г. № 1-2 (963) |
23.01.08