В необычном формате |
Вторая международная конференция «Дискурсология:
методология, теория, практика», посвященная памяти Ж.Бодрийяра,
организованная Институтом философии и права УрО РАН, Уральским
государственным университетом им. А.М. Горького и издательским домом «Дискурс-Пи»
прошла в необычном формате: вначале в разных городах и на различных
площадках состоялись двенадцать тематических сессий, а в завершение работы
конференции прошли пленарное заседание и «круглый стол» «Дискурс соблазна и
соблазн дискурса». В конференции приняло участие более 300 человек из 19
городов России и зарубежных стран. Заседания сессий проходили с 21 ноября по
14 декабря 2007 г.
Первая сессия была посвящена дискурсу
региональной идентичности (руководитель — заведующий кафедрой политологии
Тюменского государственного университета В.Г. Богомяков). Вторая и третья
сессии «Дискурс интегрированных маркетинговых коммуникаций, рекламы и PR»,
«Город как дискурс» (руководители — декан факультета СО и рекламы УрГУ,
профессор С.А. Болышева, д.ф.н., профессор Т.Ю. Быстрова) были проведены
факультетом связей с общественностью и рекламы УрГУ. Далее в Институте
философии и права УрО РАН 28 ноября 2007 г. состоялось заседание сессии на
тему «Дискурс новых политических идеологий и движений» (руководители — зам.
директора ИФиП, председатель Уральской гильдии политконсультантов К.В.
Киселев и д.п.н., доцент М.А. Фадеичева). Эстафету подхватили философский
факультет УрГУ, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск),
Гуманитарный университет, Уральский государственный университет путей
сообщения, Екатеринбургская академия современного искусства, факультет
политологии и социологии УрГУ.
В работе пленарного заседания конференции (14
декабря 2007 г.) приняли участие вице-консул Генерального консульства США
доктор Вирджил Стромайер, начальник департамента внутренней политики
администрации губернатора Свердловской области, д.ф.н. А.А. Александров,
президент УрГУ чл.-корр. РАН В.Е. Третьяков, ректор УрГУ Д.В. Бугров,
директор Института философии и права УрО РАН В.Н. Руденко, проректор
Уральского государственного педагогического университета, д.ф.н., профессор
А.П. Чудинов и др.
Среди ключевых — доклад «Жан Бодрийяр и
философия» известного специалиста по творческому наследию и переводчика
произведений французского мыслителя Н.В. Суслова. Он отметил, что среди всех
философских концептов наибольшее подозрение у Бодрийяра вызывало
метафизическое понятие реальности, а также связанное с ним «гуманистическое»
понятие свободы: «допущение реальности всегда было равнозначно ее созданию»,
а философия является порождением симулированной реальности. Отсюда и
появляется дискурс как новое европейское философствование.
Активное участие в работе пленарного заседания,
сессий и круглых столов приняли крупные специалисты в области
дискурс-исследований — д.п.н., профессор, зав. кафедрой сравнительной
политологии МГИМО(У) МИД РФ М.В. Ильин (доклады «Драматургические модели
политического дискурса», «Соблазн: между дискурсом факта и дискурсом
фантазии») и зав. кафедрой дискурса и коммуникаций филологического
факультета МГУ Т.Д. Венедиктова (доклад «Жертвы соблазна как агенты
культурных революций: к апологии наивного читателя»).
Большой интерес у слушателей вызвали
выступления д.и.н., профессора, зав. отделом Института экономики УрО РАН
В.Л. Берсенева (доклад «Дискурсивность сослагательного наклонения в истории
экономики»), д.п.н., профессора факультета журналистики УрГУ Д.Л. Стровского
(доклад «Медиадискурсология как объект научного познания»), д.ф.н., главного
научного сотрудника Института философии и права УрО РАН, профессора В.О.
Лобовикова (доклад «О немонотонности современного философского дискурса:
алгебра формальной этики как средство разрешения спора «милитаристов» и
«пацифистов»), к.п.н., старшего научного сотрудника Института философии и
права УрО РАН А.Д. Трахтенберг (доклад «К вопросу об Интернете как объекте
символического присвоения: академическая теория, государственная практика и
массовое сознание»), к.ф.н., старшего научного сотрудника Институа философии
и права УрО РАН К.С. Романовой (доклад «Жизнь взаймы как соблазн дискурса»)
и др.
Доклады конференции в трех томах опубликованы
издательским домом «Дискурс-Пи».
Работа второй международной научно-практической
конференции «Дискурсология: методы, теория, практика» началась с секции «Дискурсы
о дискурсе: проблема региональной идентичности», которая состоялась 21
октября в Тюменском государственном университете.
«Сегодня об идентичности региона задумываются
все, — отметила О.Ф. Русакова. — Что стоит за стремлением ввести в
глобальную научную повестку дня проблему региональной идентичности — поиск
новой предметности для научной карьеры, новая сфера услуг для
государственной власти или определенные реалии современного общества? Этот
вопрос можно прояснить, только обратившись к самому «дискурсу о дискурсе».
В выступлении М.А. Фадеичевой отмечалось, что
дискурс вне предметного воплощения — дискурсивных практик — остается далеким
от масс. Практики — это тот способ, каким дискурс репрезентирует себя в
повседневной жизни «населения». Причем характер этой репрезентации претерпел
значительные изменения при переходе от традиционного общества (в котором
этническая и территориальная идентичности тождественны) к современному
(добавляющему национальную, профессиональную и ряд других идентичностей) и
постсовременному обществам.
В ходе работы секции «Культура как
взаимодействие дискурсов» были заслушаны и обсуждены доклады, раскрывающие
различные аспекты данной проблемы. В докладе д.ф.н., профессора Л.А. Закса
«Дискурсивное тело культуры» дискурс связывается с функциональным,
коммуникативным срезом культуры, проводится различие языка и дискурса (язык
определен системой правил, формален, дискурс — неформален и нелинеен).
Дискурс можно осмыслить и как разговор культуры с собой (аутокоммуникация),
как высказывающееся и определяющееся самосознание.
В сообщениях к.ф.н., доцента А.В.Севастеенко,
д.ф.н., профессора Л.А.Мясниковой, д.ф.н. Г.А. Брандт предприняты попытки
представить, с одной стороны, терминологический и методологический анализ
дискурса, а с другой — применить его к решению конкретных социокультурных
проблем. Связь дискурса с психоанализом подчеркнута в выступлении к.ф.н.,
доцента Б.В. Орлова «Психошизоаналитический дискурс в современной культуре».
Главной заслугой Фрейда автор считает создание нового дискурса, позволившего
высказаться бессознательному. Продолжил эту работу Делез. Главное — не
анализ психических состояний, а возможность выявления иррациональных смыслов
культуры.
Возможности выявления важных, но рационально не
осмысленных аспектов культуры через столкновение разных дискурсов посвящено
выступление к.ф.н, доцента А.В. Дроздовой «Прецедентный дискурс:
классический текст в контексте массовой культуры».
Д.ю.н., профессор М.Н. Семякин в докладе
«Современное цивилистическое правопонимание как элемент культуры:
взаимодействие дискурсов» показывает, что разные концептуальные рамки
понимания гражданского права (историческая, догматическая, социологическая,
психологическая, экономическая, либеральная, критическая) являются узкими.
13 декабря в УрГУ в рамках конференции по
дискурсологии состоялось заседание сессии «Марксизм и постмодернизм:
особенности дискурса». Организаторами мероприятия выступили магистранты
факультета политологии и социологии УрГУ М. Ильченко и Е. Коваленко.
Заседание прошло в форме круглого стола с участием экспертов.
Дискуссию открыла д.п.н., профессор О.Ф.
Русакова, которая заметила, что сегодня можно наблюдать не просто тенденцию
соприкосновения дискурсов марксизма и постмодернизма, а фактически замещение
последнего новыми формами неомарксизма. При этом их спектр оказывается
достаточно широк. Так, перелицовщиком марксизма на постмодернистскую модель
является Бодрийяр, который успешно использовал теорию эксплуатации с помощью
знаков.
Под сомнение возможность осуществления
методологического синтеза марксизма и постмодернизма поставил д.п.н., зав.
кафедрой сравнительной политологии МГИМО (У) МИД РФ М.В. Ильин. По его
мнению, этот синтез возможен лишь на уровне дискурсов, тогда как
методологические принципы в данном случае не пересекаются. Единственное, что
сближает марксизм и постмодернизм, — это явление форм отчуждения.
С точки зрения д.ф.н., доцента Н.И. Савцовой,
постмодернизм являет собой лишь один из возможных интеллектуальных проектов,
который сегодня вызывает крайне неоднозначное отношение в самой Франции.
В заключение дискуссии участники пришли к
выводу, что пересечение марксизма и постмодернизма носит по большей части
характер дискурсивного взаимодействия и уже само по себе говорит о
стремлении каждого из направлений нащупать пути дальнейшего развития в
современных условиях.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Март 2008 г. № 5 (966) |
07.03.08