Чем актуальна антропология Карла Маркса? |
Любутин К.Н., Кондрашов П.Н. Философская
антропология Карла Маркса. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 240
С.
Стратегия инновационного общества, предложенная
руководством России, означает ставку на выявление социокультурных основ
креативности личности. В этом смысле актуальна совместная работа академика
РАЕН, доктора философских наук, профессора К.Н. Любутина и аспиранта
Института философии и права УрО РАН П.Н. Кондрашова.
Прежде интерес к антропологии Маркса был в
нашей стране «крайне минимальным»: идеи рукописей 1844 г., а также 1857–1859
гг. подрывали официальную версию марксистской идеологии; многие фрагменты
текстов Маркса были сознательно фальсифицированы.
Авторы книги понимают философию Маркса в
триаде: антропология расширяется в социальную философию, а последняя — в
философию истории. Работа написана в жанре учебного пособия для
студентов-философов с целью развития интереса к антропологической
проблематике в структуре философского знания, исходя из текстов именно
Маркса. Его учение — «это открытая, творческая философская система, и
интеграция ее с другими течениями и направлениями научной мысли не только не
нанесет ей никакого ущерба, но, напротив, позволит марксизму развиваться
дальше!» [с. 9].
В книге дан анализ концепций сущности человека.
Первая группа теорий (антропологический эссенциализм, от слова «essentia» —
сущность) утверждает, что сущность человека предзадана отдельному индивиду.
Такие теории «фундируются» либо в биологию, либо в теологию, и им присущ
объективизм в понимании человека (фрейдизм, социал-дарвинизм — Ж. А. Гобино,
Ч. Ломброзо, Л. Гумплович др.). Объективизм питает собой разные формы
тоталитарного гуманизма: путь к единой человечности может осуществляться
тотальным включением каждого индивида в нивелирующую структуру
идеологизированного общества. Вторая группа теорий (антропологический
экзистенциализм) утверждает обратное: сущность человека не предзадана извне;
существование (existentia) человека предшествует его сущности, которая
конституируется в актах выбора, самопроектирования и самоответствености за
выбор и проект.
Ессенциализм игнорирует субъективную, а
экзистенциализм — объективную, социально обусловленную, стороны бытия
человека; если, по эссенциализму, человек завершен, монолитен, остановлен в
развитии, не процессуален, то у экзистенциалистов сущность человека
уникальна, разнообразна, неповторима и несравнима, тем самым уничтожается
родовая определенность человека; наконец, эти теории антиисторичны.
Авторы раскрывают, как сущность человека
модифицируется в актах деятельности и общения в тот или иной период истории;
ее видоизменения – «это действительно важное усовершенствование человеческой
природы, но ни в коем случае не отказ от нее» (Маркс). Сущность человека —
свободная самореализация его творческих сил в актах самодеятельности, в силу
чего человек испытывает радость и удовольствие от созидательного
самоосуществления и от признания своей социальной значимости — так можно
передать, согласно авторам, позицию Маркса. Самодеятельность —
фундаментальный атрибут человека, с которым Маркс связывал перспективу
человеческого развития, в первую очередь труда. С такой
креативно-антропологической позиции авторы анализируют процессы
опредмечивания, овещнения и отчуждения, выявляя причины превращения труда в
принудительную деятельность, в «работу», в «муку» и «самоутрату». Что и как
человека делает, по поводу чего он общается — все это определяет содержание
его субъективности, его мысли и чувства, цели и стремления.
Пределом для капитала является узость его
экономической формы, сводящей все к единому параметру — стоимостному. Такая
редукция вступает в противоречие с социокультурным измерением человека,
которое сам же капитал и развивает. Запад умирает, констатирует П.Дж.
Бьюкенен, кандидат в президенты США на выборах 1992-го и 1996 годов [См.:
Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2003]. «Любые попытки преодолеть
марксизм, оставить его в прошлом проваливаются до тех пор, пока буржуазная
система остается непоколебимой» (Кагарлицкий Б.Ю.). Труд как
самодеятельность есть свободная самоосуществление продуктивно-творческих сил
субъекта. Он побуждается креативно-антропологическим мотивом и утверждается
на такой исторической ступени, когда степень и пределы развития производства
определяются «отношением к целостному развитию индивидов» (Маркс), а не
соображениями только прибыли, сословного, классового и иного господства.
Содержание рецензируемой книги подводит к
следующим выводам.
1. Пора вырваться из клетки
политико-экономических стереотипов, утвердившихся за последние 300 лет, и
перейти от «хрематистики» (производство и обмен ради накопления стоимостного
богатства) к «экономике» в точном смысле этого слова (производство и обмен
для обустройства экоса — дома, страны), от спекулятивно-рыночной экономики
(максимум прибыли, минимум совести) к экономике креативной (от анг. creative
— «творческий», «созидательный»), соединяющей творческое созидание и вещей,
и людей, образно выражаясь, и машиностроение, и человекостроение.
2. Креативная экономика — это радостная
экономика, в которой труд предстает не как «работа» ради внешних мотивов,
ради только заработка, а как «игра физических и духовных сил», как свободное
самоосуществление человека, его способностей. В стратегии инновационного
развития страны до 2020 г. принципиально новые технологии и личностное
развитие самих работников соединяются в универсальную креативность, в
творчество нации, в образ жизни. Креативная экономика есть путь от экономики
рыночной к человекосозидательной, ориентированной не на производство
прибыли, а на социальную положительную эффективность, на качество жизни, на
воспроизводство целостных индивидов.
3. Стоимостные показатели (налоги и др.) вполне
можно использовать как инструмент для измерения эффективности экономики
отношением производства к общественным потребностям, к целостному развитию
индивидов, к реальным возможностям науки, всей культуры. Экономика при таком
критерии предстает как прикладная, практически реализуемая антропология, и
на первый план выходит не абстрактный, но конкретный труд как самоцель в
силу его креативности по отношению к человеку. Тем самым социальность
обретает иные, ценностные критерии жизни, престижности и мышления. Степень и
пределы развития производства определяются «отношением к целостному развитию
индивидов» (Маркс).
4. В такой экономике откроется «второе дыхание»
тружеников, само собой возникнет «мотивация к инновациям». Ибо цель
экономики становится ясной каждому. Истоком инноваций могут быть только сами
субъекты самодеятельности и такие формы общения, общественных отношений,
которые просторны для самодеятельности и адекватны ищущей мысли, этике и
эстетике чувств. Реализация стратегии инноваций возможна в рамках креативной
экономики. Антропология Маркса актуальна своей креативностью в условиях
инновационного стиля деятельности, общения и мышления.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2008 г. № 13 - 14 (972) |
20.06.08