Павел
Гордеев — студент пятого курса Уральского государственного технического
университета. Название избранной им специальности звучит весьма внушительно:
«Экономика и управление на предприятии и в строительстве». И на «все
времена» без куска хлеба не останешься, и вполне в духе времени… Но также
известно, что более шести лет Павел занимается художественной фотографией.
Участвовал в городских фотокроссах, побеждал на университетских и
всероссийских конкурсах молодых фотографов. Помню, как зрители сразу же
заметили и выделили из общего ряда первый же цикл его композиций,
«обнародованный» на одной из сборных фотовыставок в екатеринбургском Доме
ученых. И вот — персональная выставка. Работ на ней демонстрировалось не так
уж много, но это и создавало впечатление элегантности и лаконичности,
оставляло простор вдумчивому взгляду…
Серию «Сектор иллюзий» составили цветные и
черно-белые коллажи. То есть фотография, претерпевшая существенную
обработку, доработку, а то и полное перерождение, «расчлененная» и вновь
воссоединенная из фрагментов — в новое целое (в случае удачи — целостное)
произведение. Одни коллажи по степени контраста и экспрессии тяготеют к
плакату, другие неоднозначнее, мягче, настраивают на сочувствие и
размышление. Столь же лиричным получился черно-белый цикл «Балетные
зарисовки»: «балет» весьма условен, поскольку движения здесь нет, а есть
игра, взаимодействие резких световых переходов в полутемном зале и форм тела
танцовщицы, застывшей в той или иной позе. Как и в «Секторе иллюзий»,
Гордеев не скрывает своей режиссерской роли, показывает, как «светопись»
одухотворяет и оживляет некую концепцию. Но наиболее удачной мне показалась
серия «НЕцветной мир», также включающая черно-белые фотографии, в которых,
однако, сохранена естественность положений и состояний. Это — наш мир, не
иллюзорный, а узнаваемый, почти без заданности и искусственности, но
отмеченный весьма индивидуальным восприятием фотографа-художника. Птицы,
дети, на секунду преображенные световыми эффектами городские
пространства…Работы, отсылающие к классической черно-белой фотографии, но
при этом ощутимо — работы молодого человека, не отделяющего себя от
современных реалий. В совокупности своей видимая реальность не плоха и не
хороша, не вдохновляюща и не угнетающа — таковой ее делаем лишь мы в своем
восприятии. Художнику же доступен более широкий спектр эмоций и ассоциаций,
он может говорить вопросами без ответов и… работами без названий, как это
случилось на данной выставке. Но к чему обозначения — многозначному?..
Е. ИЗВАРИНА
|