Когда краски звучат |
Выставка «Дети рисуют музыку» — зримый (и
весьма успешный!) результат совместного творческого проекта московского
Дома-музея Скрябина, Дома ученых УрО РАН, Уральского отделения Лиги защиты
культуры и гимназии № 205 «Театр». «Вместе мы сможем все» — этот девиз в
последнее время звучит часто и по различным поводам. Здесь он воплотился в
реальное дело, ведь содружество искусств всегда означает сообщество людей:
близких по духу, по-разному проявляющих себя, но равно увлеченных.
Ярчайший представитель русского музыкального импрессионизма Александр
Николаевич Скрябин (1872– 1915) в каком-то смысле сам был
человеком-ансамблем, человеком-оркестром. Он мыслил и чувствовал как поэт и
художник, прославился как композитор и пианист, но кроме того, как и многие
блестящие представители Серебряного века, в течение всей жизни продолжал
поиск философской истины, ждал прихода нового человека. Его вдохновляла идея
синтеза искусств, наук и вообще духовных проявлений. Поэтому на самом деле
вполне естественным выглядит желание композитора ввести в свою симфоническую
«Поэму огня» («Прометей») специальную партию света. Он обладал даром видеть
звуки в цвете.
Ученики гимназии «Театр» (конечно, под руководством педагогов) попробовали
воспроизвести на бумаге именно живописный замысел фрагментов Первой и Второй
симфоний Скрябина. И у них это получилось великолепно — достаточно увидеть
работы, представленные на выставке: акварели, пастели, но более всего —
гуаши. Предложение послушать (вернее, услышать-увидеть) музыку и нарисовать
увиденное дало волю воображению, «включило» интуицию в выборе форм, красок и
ритмов письма, наложения мазков на бумагу. А поскольку слушали и рисовали
разные люди-индивидуальности, то и радует на выставке разнообразие сюжетов,
настроений и художественных манер. От яркой экспрессии — к меланхолической
задумчивости, от красок жарких и пламенных — к тонам нежно-приглушенным,
прохладным цветам воды, льда, тумана… Музыка, оказывается, несет в себе
образы всех стихий, живого и неживого, конкретного и абстрактного, желания,
мечты, тревоги, угрозы…
Родимся в вихрь!
— так сам Скрябин пытался выразить в стихах стремление расширить границы
воспринимаемого и постигаемого сердцем. Когда дети рисуют музыку, кажется,
что все границы — чистая условность, а мечта — вот она, рукой подать. Тем
паче — кисточкой потрогать.
Кстати, когда педагоги сравнили цветовую часть партитуры с детскими
рисунками, оказалось, что основные тона совпали почти на 80%. Это — лчшнее
подтверждение, что музыка Скрябина за прошедшие сто лет ничуть не «устарела»
и по-прежнему воспринимается слушателями адекватно. После завершения
выставки детские рисунки переданы в фонд музея.
На иллюстрациях:
Птица (А.Н. Скрябин, симфония №1, 1-я
часть). Гуашь.
Таинственность
(А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь.
Искра надежды среди мрака
(А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я часть). Гуашь.
Мрак, холод (А.Н. Скрябин, симфония №2, 1-я
часть). Гуашь.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июль 2009 г. № 17 (998) |
15.07.09