Пейзаж - или двойной автопортрет? |
«У вечности мгновенья похищая…» — так названа
выпущенная недавно екатеринбургским издательством «АМБ» книга акварелей Нины
Степанычевой, участницы творческого объединения ученых-художников, автора
персональных выставок, с успехом прошедших в Доме ученых и других залах
Екатеринбурга.
Вообще-то, более привычно говорить о
художественном альбоме. Но это именно книга, где на каждой странице
репродукция акварели вместо краткого названия сопровождается стихотворными
строками. По существу, это книга двух авторов, хотя на ее обложке и
титульном листе это и не указано. Между тем, стихи А. Бредвинера хороши и
сами по себе — в них есть и наблюдательность, и психологическая точность, и
глубокое чувство. Верность классической традиции — и свое, глубоко
выстраданное понимание вещей:
Покой любви и мягкий свет печали,
этим стихам свойственно мудрое благоговенье
перед законами жизни и красотой природы, а эти качества в свою очередь
необходимы и художнику-пейзажисту:
В покое грусть прозрачна и светла
В «блистательном покое» предстают в исполнении
Н. Степанычевой уральские ландшафты: виды леса, речных берегов, сельских
окраин — во все времена года, в сменяющихся красках, но действительно — в
том самом покое, который обусловлен отсутствием людской суеты, но в то же
время может быть замечен и оценен лишь человеком. Человек, художник остается
«за кадром», зато «в кадре» — безусловное мастерство акварелиста: чувство
цвета и чувство меры, умение сохранить прозрачность: дать волю не цвету, но
— свету, воздуху, дать почувствовать движение, которое всегда присутствует в
«живом» пейзаже… Небо, водная поверхность, снег, туман, само состояние
природы, когда «Слепое небо замершую землю ощупывает пальцами дождя» —
сложнейшие для живописца сочетания оттенков вполне подвластны кисти Н.
Степанычевой. В лучших ее работах пейзаж не просто узнаваем и радует
красотой — он помогает понять благородство цвета, гармонию уральского
ландшафта — не яркого, не грандиозного либо причудливого, зато соразмерного
человеку, движениям его души.
Я одинок. Но целый мир со мной
стихи без особых прикрас, но — особой
внутренней силы. Так же и акварель, искусство древнее и сиюминутное,
родившееся когда-то в общении с природой: умеющему видеть — помогает жить…
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Сентябрь 2009 г. № 21 (1002) |
30.09.09