Пути и судьбы

 
 

Собрание трудов профессора Александра Гусева, сотрудника Института химии твердого тела УрО РАН, очень весомо: 16 отечественных и зарубежных монографий, несколько десятков обзоров и две с половиной сотни научных статей в престижных международных и российских журналах — не случайно он является одним из самых цитируемых уральских ученых. Читатели, далекие от профессиональной деятельности А. И. Гусева, знают его как автора множества очерков, статей и заметок об искусстве и культуре, об истории уральской академической науки, о зарубежных поездках и встречах, опубликованных в центральных и свердловских, а ныне екатеринбургских газетах, в газете «Наука Урала».
 

И вот осенью прошлого года появилось ещё одно произведение этого творческого человека — 380-страничная книга с явно ненаучным названием «Ангел мой, иди передо мной».
 

Часто человек, достигший определенного жизненного возраста и накопивший солидный запас опыта и знаний, явно лукавя и претендуя на скромность, говорит, что ему еще рано писать мемуары. Профессор Гусев, не жеманничая, взялся за перо и написал биографические хроники о том, что помнит и знает, о родословной своей многочисленной семьи с начала XIX века и до наших дней.
 

Началом книги стала глава «Родные и близкие», которая в первую очередь предназначена для самого близкого родового окружения — пусть знают и помнят, кто их пращуры и прадеды, откуда они родом, из каких сел и деревень. Десять родословных генеалогических таблиц включают почти 300 родственников, и для многих из них даны жизнеописания. Но семейные хроники, наполненные реальными драматическими событиями из истории Урала, описаниями кровавого противостояния красных и белых и гибели многих родственников от зверств колчаковщины, строительства социалистического Свердловска, жизни в предвоенные и послевоенные годы, описанием гримас перестройки будут интересны не только родным автора и историкам, но и нашим современникам, взявшим в руки этот том. Особое место в книге занимают военные 1941–1945 годы — невыносимо трудная жизнь в тылу и на фронте, гибель многих мужчин семьи в боях за победу Родины. Думаю, что представленные в книге богатые фактические данные станут важными документальными штрихами к портрету времени. Недаром книгу запросили и получили Российская государственная библиотека, Государственная историческая библиотека России, Российская национальная библиотека, Государственный исторический музей, областной и городской краеведческие музеи.
 

Следующая глава «Сам о себе» посвящена тем людям, с которыми автор близко об-щался в детстве и юности, в годы учебы и работы. Много теплых слов сказано о друзьях детства и школьных учителях, о свердловском Дворце пионеров, об учебе и преподавателях Уральского политехнического института, о товарищах по работе. Путь автора в науку начался ещё в УПИ и продолжился на Уральском электрохимическом комбинате, более известном как наглухо закрытый Свердловск-44 — современный Новоуральск. Они стали стартовой площадкой для многолетней работы в Уральском научном центре — нынешнем Уральском отделении Академии наук. Детали и подробности, щедро рассыпанные в главе, создают картины жизни 50–90-х годов уже прошлого, XX века. Коренные свердловчане-екатеринбуржцы вспомнят или узнают, как рос город и менялись его улицы, каков был парк Дворца пионеров, какие частушки ходили среди детей в 50-е годы о Берии и Лысенко, куда делись чугунные лягушки знаменитого фонтана перед Дворцом пионеров. С юмором описана бдительность сельского жителя, задержавшего под новый 1954-й год в занесенной снегом деревне «американского шпиона». Вызывают интерес многие страницы, посвященные Москве начала 1960-х годов, поездкам по стране, непосредственным впечатлениям от спектаклей ведущих советских театров, виденных автором, от многочисленных отечественных и зарубежных кинофильмов. Несмотря на название главы, о себе автор сообщает немного и предельно скромно, основное внимание уделяя родным, товарищам и коллегам.
 

Длительная работа в университетах Германии, тесное общение и совместные исследования с немецкими учеными послужили основой третьей главы «Страна солнца и тумана». Это поэма в прозе о немецком языке и его диалектах, о праздниках и карнавалах в больших городах и малых деревнях, о лесах и парках, о природе, искусстве и архитектуре Германии, об ее музеях, о малоизвестных эпизодах и крупных событиях непростой истории страны Гете и Шиллера, о владетельных маркграфах и гугенотах, о разнице между старшим и молодым поколениями немцев. Штутгарт, Эрланген, Мюнхен, Дрезден, Берлин, Нюрнберг, другие города и селения встают в своем неповторимом облике, в своей судьбе и (использую авторское выражение) в очаровании индивидуальности.
Конечно, рассказ идет и о науке в германских университетах и институтах, о немецких коллегах — от студентов и аспирантов до профессоров, об их отношении к делу, о постоянном кадровом обновлении немецкой и всей западной науки.
 

Четвертая глава посвящена зарубежным поездкам и встречам автора. Заграница уже привычна для россиян, но А. И. Гусев сумел подметить то, что обычно остается за пределами туристических впечатлений. Тропический ливень в Париже и приключения в критской пещере, где, по преданию, родился Зевс, малолетние грабители на Римском Форуме и чернокожие норвежские дети, мало кем виденная «страна утренней свежести» — северная Корея и путь на Голгофу в Иерусалиме — это и многое другое описано живым и образным языком.
 

Для автора характерно лирико-эпическое восприятие мира и не случайно его книга начинается и заканчивается стихами, ее пронизывают строки И.И. Тхоржевского, Г.Ф. Шпаликова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Р. Бернса, Дж. Г. Байрона, Н. Бараташвили, К. Симонова, А.Т. Твардовского и других поэтов.
 

П.А. Вяземский однажды заметил, что «…большую часть так называемой изящной словесности отдал бы… за несколько томов записок, за несколько несторских летописей тех событий, нравов и лиц, коими пренебрегает история». Рецензируемая книга А.И. Гусева относится именно к этому жанру автобиографической документально-художественной прозы, она сочетает в себе художественную, познавательную и историческую ценность с фактографической точностью и доступностью изложения. К числу ее несомненных достоинств относятся объективность и уважительное отношение к прошлому и настоящему. Наряду с этим в ней такая свобода, легкость и изящество, что кажется, будто далась она автору без всякого труда, написана в один присест. Хотелось бы отметить, что обо всех, с кем автору довелось встречаться, будь то родные, товарищи по учебе и работе или знакомые, обо всем, что он видел, он вспоминает с нескрываемой любовью, добротой и только положительно. Наверно, все и всё, оставившие менее благоприятное впечатление, остались за страницами книги.
 

Книга хорошо издана и прекрасно оформлена, в ней более 250 черно-белых и цветных фотографий, охватывающих более ста лет. Художественное оформление и дизайн тоже выполнены А.И. Гусевым. Небольшой тираж книги сделал ее библиографической редкостью, но в библиотеке Уральского отделения РАН и в библиотеке им. Белинского она есть. Тот, кто познакомится с ней, сразу поймет — ангел не подвел автора.
 


Николай КУЛЕШОВ,
редактор газеты «Наука Урала» в 1980–1985 гг.
 

 

А.И. Гусев. Ангел мой, иди передо мной.

 



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Ноябрь 2009 г. № 25 (1005)

06.11.09

 Рейтинг ресурсов