Масштаб географии

 
 

Недавно в Москве, в главном здании РАН завершил работу внеочередной съезд Русского географического общества (РГО). Информация об этом событии обошла все центральные газеты и телеканалы, что немудрено: в мероприятии приняли участие премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин и глава МЧС России С.К. Шойгу, причем не просто приняли, а согласились занять в РГО ключевые посты. Что же заставило руководителей такого масштаба обратить внимание на не слишком известную прежде организацию? Какие перспективы ее ждут? Об этом нам рассказал директор Института степи УрО РАН, единственный вице-президент РГО «из региона» член-корреспондент А.А. Чибилев (Оренбург). Но прежде стоит вспомнить историю общества.
 

 

Учреждено оно было в 1845 году по инициативе семнадцати ученых и выдающихся деятелей того времени. Собирались они на квартире автора знаменитого словаря, краеведа Владимира Даля в Санкт-Петербурге. Любопытный факт: из семнадцати учредителей РГО двенадцать были так или иначе связаны с оренбургским краем — например, тот же Владимир Даль, служивший в Оренбуржье чиновником по особым поручениям, оренбургский губернатор Василий Перовский. Возглавил РГО великий князь Константин (второй сын Николая I), а чтобы подчеркнуть государственный статус организации, ее назвали Императорским русским географическим обществом. Константин Николаевич возглавлял общество пятьдесят лет. Вице-президентами всегда избирали видных ученых. В частности, эту должность занимали П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, академик Л.С. Берг. До революции ИРГО процветало. Через него финансировались экспедиции Врангеля, Крузенштерна, Пржевальского, Семенова-Тянь-Шаньского, множество других исследований.
 

Параллельно с деятельностью штаб-квартиры общества в Санкт-Петербурге начали создаваться его отделения в регионах. В 1867 году в числе первых такое отделение появилось и в Оренбурге. Инициатором его организации стал оренбургский губернатор Крыжановский, который, конечно, и представить не мог, какая трагическая судьба постигнет его детище при советской власти.
 

— Региональные ячейки РГО рассматривались большевиками как контрреволюционные центры и ликвидировались, — рассказывает Александр Александрович Чибилев. — В Оренбургском отделении вообще были расстреляны все кроме ученого секретаря. В 1930 году региональные отделы закрыли. Их возрождение началось только после войны, разумеется, силами ученых. Так, в 1947 году в Оренбурге (тогда Чкалове) появился Чкаловский отдел Географического общества СССР. Инициатором восстановления отдела был мой учитель по университету Федор Николаевич Мельков, девяностолетие которого мы недавно отметили. С 1986 года отдел возглавляю я, а перед этим десять лет был его ученым секретарем.
 

Сегодня в России работает около 120 отделов РГО. Оренбургский отдел — один из наиболее активных. Об этом говорит хотя бы беглый взгляд на структуру общества. В президиум РГО входят 22 человека, из них 11 питерцев, 10 москвичей и один оренбуржец, как уже говорилось, единственный «от регионов». Чибилев к тому же — один из пяти вице-президентов общества, двое из которых питерцы и двое — москвичи.
 

— Это беда России, что все главное здесь сосредоточено в двух столицах, — размышляет Александр Александрович. — У нас такая огромная страна, что даже часовых поясов в ней 11. И это нормально. Не знаю, кто из консультантов президента Медведева посоветовал ему поднять тему сокращения числа часовых поясов, но определенно этот советчик географию в школе учил плохо. Если солнце от Чукотки до Калининграда идет 11 часов, как мы можем это изменить? И главное — зачем? К тому же пока президент предложил не «резать» часовые пояса, а обдумать этот вопрос, у нас некоторые, не посоветовавшись со специалистами, считают это делом решенным.
 

По мнению Александра Александровича, такая географическая поверхностность, неосведомленность — следствие разобщенности власти и науки. В СССР вся географическая наука свелась к преподаванию азов в школе и некоторому экологическому просвещению. В результате почти половина взрослого населения страны сегодня не смогла бы сдать ЕГЭ по географии.
 

— Замечательно, что правительство страны обратило внимание на то, что возможности РГО используются слабо, — продолжает ученый. — Внеочередной съезд общества тому подтверждение. Съезд принял поправки в устав, избрал нового президента, которым стал Сергей Кужугетович Шойгу. Организован попечительский совет РГО, его возглавил премьер-министр Владимир Владимирович Путин, причем премьер сразу же пообещал выделить 50 миллионов рублей на гранты и экспедиции. По сути, внеочередной съезд вернул государственный статус Русскому географическому обществу. Теперь хотелось бы найти взаимопонимание и с местной властью…
 

Среди идей, поддержки которых Чибилев ждет от руководителей Оренбургской области и областного центра — идея возрождения памяти о Петре Ивановиче Рычкове. В 2012 году исполнится 300 лет со дня его рождения.
 

— Для Оренбуржья первый член-корреспондент Российской академии наук Рычков — как Ломоносов для России, — убежден Александр Александрович. — Он, как и Даль, служил у нас чиновником по особым поручениям, но не при одном губернаторе, а при девяти! Сорок три года отдал Оренбуржью. В 1755 году выпустил атлас Оренбургской губернии, а это полная картина природных ресурсов, условий жизни народов нашего края. Написал две книги по оренбургской истории и топографии. Благодаря этим работам Оренбургский край стал известен в мировой литературе, а Рычков вошел во все энциклопедии. Все сегодняшние бренды области — нефть, медные песчаники, пуховые платки — так или иначе связаны с его именем. Он пережил здесь пугачевский бунт, Пугачев разорил его имение, повесил сына. При этом недавно (еще раз — к вопросу о компетентности…) премию имени Рычкова дали за роман о Пугачеве! В Оренбурге сегодня нет ни улицы Рычкова, ни памятника ему, ни музея, хотя есть музеи и улицы в честь людей (никого не хочу обидеть...), которые в Оренбурге бывали проездом или жили здесь недолго, ничего для нашего края особо не сделав. Хотя дом Рычкова — старейший в городе — цел по сей день (Советская, 4). Пока на нем висит всего лишь мемориальная табличка, а мог бы быть именной музей и офис нашего отдела РГО.
 

Чибилев уверен: общих интересов у РГО и власти больше, чем может показаться на первый взгляд. Это и развитие в области туризма, и экологические программы, и работа по определению стратегии развития региона до 2030 года. Именно ученые могут подсказать допустимые пределы воздействия человека на природу, чтобы оставить шансы на выживание потомкам. Девиз географов — «не зная природы, нельзя хозяйничать». Нельзя объявлять нормальное весеннее половодье стихийным бедствием, распахивать пастбища…
 

— У нас в области 511 памятников природы, можно было бы выпустить уникальную энциклопедию края, — говорит Александр Александрович. — Отдельная тема — заповедники, где действует запрет на всякую хозяйственную деятельность. 30 лет мы занимались созданием национального парка в Бузулукском бору, удалось только два года назад. С 1976 по 1989 год добивались создания первого в России степного заповедника. Эти процессы нужно ускорить, чтобы мы не по воспоминаниям Аксакова узнавали о степи, а сами могли увидеть по-настоящему живую природу.
 

Участие В.В. Путина во внеочередном съезде РГО породило полезные инициативы. Так, поступило предложение организовать при обществе медиасовет, а вместе с ним географический телеканал и многокрасочный журнал «Природа и люди» по типу знаменитого «Нэшнл Джеографик», который расходится 22-миллионным тиражом и является прибыльным проектом.
 

— Прежний устав не позволял нам брать деньги ни от государства, ни от спонсоров, поскольку известно: кто платит, тот и заказывает музыку, — объясняет Чибилев. — Скажут, например, обосновать добычу полезных ископаемых на территории природного памятника — и придется обосновывать… Науке нужна независимость. Поэтому и был созван внеочередной съезд, уточнены задачи РГО. Теперь финансировать можно только их выполнение. В основном это просветительская, природоохранная деятельность, туризм и консультативная помощь ученых хозяйствующим субъектам.
 

В.В. Путин озвучил на съезде задачи Русского географического общества, а А.А. Чибилев выступил с докладом на тему природного наследия России. Он уверен: Россия настолько самодостаточна, что не должна зависеть от «природозащитных» квот ЮНЕСКО.
 

— Налицо явная дискриминация, — заявил вице-президент РГО. — Мы занимаем одну седьмую часть суши, а признанных ЮНЕСКО объектов мирового природного наследия в РФ всего шесть. Нельзя уравнивать нашу страну с каким-нибудь маленьким европейским государством…
 

По мнению ученого, выход — самим поднимать статус собственных территорий. В Оренбургской области, например, сейчас РГО проектирует второй заповедник — Шайтантау в Кувандыкском районе. Идея эта витает в воздухе с 1947 года. Возможно, новый, вернее хорошо забытый старый государственный статус географического общества поможет ей воплотиться в наступающем году.
 


Подготовлено на основе материала
Марины ВАСИЛЬЕВОЙ («Оренбуржье», 25 ноября)
 

 

На фото:

 

 

Президиум съезда РГО (слева направо): А.А. Чибилев, С.К. Шойгу, В.В. Путин, Ю.С. Осипов.

президиум съезда РГО (слева направо): А.А. Чибилев, С.К. Шойгу, В.В. Путин, Ю.С. Осипов.

 

 

Член-корреспондент РАН А.Н. Чилингаров и ученый секретарь Оренбургского отделения РГО А.А. Соколов.

Член-корреспондент РАН А.Н. Чилингаров и ученый секретарь Оренбургского отделения РГО А.А. Соколов.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Декабрь 2009 г. № 28 (1007)

04.12.09

 Рейтинг ресурсов